Снятие стимулирующих выплат тк рф

Содержание

Размер и порядок предоставления компенсационных и стимулирующих выплат работникам бюджетной сферы – Ваш юридический консультант по трудовому праву

Снятие стимулирующих выплат тк рф

Право на получение вознаграждения за осуществление трудовой деятельности в установленном федеральным законом размере без применения методов дискриминации гарантируется Конституцией РФ.

В настоящей статье Вы найдете подробную информацию о вознаграждении за труд и его основных составляющих.

В частности, будут рассмотрены виды, порядок начисления, установления размера положенных выплат работникам.

Заработная плата и ее составляющие

1-я часть 129-й статьи ТК РФ определяет заработную плату в качестве оплаты труда.

В нее входят три составляющие:

  • вознаграждение за труд – основной элемент, назначаемый с учетом квалификации работника, условий, сложности, качества и количества выполняемой работы;
  • компенсационные выплаты;
  • стимулирующие выплаты.

Рассматриваемые элементы различны по целям, содержанию и основаниям начисления.

Стимулирующие выплаты включают в себя:

  • премиальные выплаты;
  • надбавки и доплаты;
  • прочие выплаты поощрительного характера.

Установление всех вышеуказанных выплат (равно как и их особенности в конкретной организации) производится посредством оформления коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов согласно трудовому законодательству и прочим нормативно-правовым актам, которые содержат нормы трудового права (2-я часть 135-й статьи ТК РФ).

Принятие локальных нормативных актов (например, положений) осуществляется с учетом позиции представительного органа работников (при наличии такового), и не должно негативно влиять на положение работника в сравнении с действующим законодательством. Таким образом, если перечисленные выплаты предусмотрены коллективным договором (соглашением), локальным нормативным актом организации, условие о них должно быть включено в трудовой договор работника.

Надбавки и доплаты

В качестве основания для установления данных видов стимулирующих выплат может выступать, например, более высокая квалификация работника, присвоение ему ученой степени либо наличие документа, подтверждающего успешное повышение квалификации.

Поводом для назначения надбавки может служить также большой опыт работы сотрудника предприятия. Выплаты доплаты и надбавок могут производиться в определенной денежной сумме либо проценте от тарифной ставки (оклада).

Премиальные выплаты

Премии являются не только элементом заработной платы, но и одним из видов поощрения работника, который добросовестно выполняет трудовые обязанности (129-я, 191-я статьи ТК РФ).

Положение о премировании, как правило, содержит:

  • список должностей работников, которые подлежат премированию;
  • шкалу и величину премирования;
  • частоту и периодичность премиальных выплат (например, по результатам работы за год квартал, месяц либо иной другой период с учетом специфики производства).

Данные премии входят с состав заработной платы и подлежат выплате за более длительные периоды, чем половина месяца. Премии могут начисляться также за результаты труда, достижение определенных показателей, т. е. после оценки показателей.

Сроки премиальных выплат устанавливаются локальным нормативным актом. Нарушением требований в данном случае не будет считаться назначение премий с отклонениями от установленных сроков при наличии конкретных дат выплат в положении предприятия, например, выплаты по итогам работы за год, которые будут выплачены лишь в апреле следующего года (6-я часть 136-й статьи ТК РФ).

При зафиксированных положением предприятия условиях, согласно которым премиальные выплаты не производятся либо назначаются в меньшем размере, работодатель наделяется правом не начисления работнику премии или снижения ее размера.

Скачать образец приказа относительно уменьшения размера ежемесячной премии.

Скачать образец приказа о лишении работника премии.

О компенсационных выплатах

Вторым элементом заработной платы в соответствии с Трудовым кодексом РФ выступают выплаты компенсационного характера.

Рассматриваемые выплаты следует отличать от таковых, что обозначены 165-й статьей ТК РФ для возмещения работнику затрат, которые связаны с выполнением трудовых либо прочих обязанностей, и не входят в состав заработной платы.

В перечень компенсационных выплат, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ №822 от 29 декабря 2007 года, входят определенные выплаты.

В частности:

  • выплаты работникам, которые осуществляют тяжелый труд либо работают в условиях, признанных в качестве вредных либо опасных;
  • выплаты за выполнение трудовых обязанностей в местностях, которые отличаются особыми климатическими условиями;
  • выплату за труд в условиях, которые отклоняются от нормальных, в том числе выполнение работ разной квалификации, совмещение должностей, работа сверхурочно, работа в ночную смену, прочее;
  • различные надбавки за работу в рамках трудовой деятельности с информацией, которая может представлять государственную тайну, в том числе работа с шифрами.

В соответствии со 149-й статьей ТК РФ, при осуществлении работ в отклоняющихся от нормальных условиях, работнику должны быть произведены соответствующие доплаты, установленные трудовым (коллективным) договором. Такие доплаты не ограничиваются максимальным размером. В то же время, их минимальная сумма не должна быть ниже таковых, что установлены законами либо прочими нормативно-правовыми актами.

Доплата за труд в опасных либо вредных условиях

Работникам, которые выполняют свои трудовые обязанности в опасных либо вредных условиях, полагается повышение размера заработной платы (146-я, 147-я статьи ТК РФ). Такую компенсацию не устанавливают при условии признания рассматриваемых условий труда в качестве безопасных согласно результатам специальной оценки либо заключению соответствующей госэкспертизы (219-я статья ТК РФ).

Работники сохраняют свое право получение заработной платы в повышенном размере, если это подтверждено результатами аттестации рабочих мест, которая была проведена до момента введения специальной оценки условий труда 426-м Федеральным законом, т. е. до 1 января 2014 года.

Работодатель вправе не применять специальную оценку на тех рабочих местах, где была проведена аттестация, со дня завершения которой не прошло более пяти лет.

В качестве исключения выступают случаи, предусмотренные 17-й статьей ФЗ №426.

Минимальная величина повышения оплаты труда при осуществлении работ в опасных либо вредных условиях равна 4% оклада (тарифной ставки), установленного для выполнения различных видов работ в нормальных условиях труда.

Как оплачивается труд при выполнении работ в местностях, отличающихся особыми климатическими условиями? Такой труд работников подлежит оплате в повышенном размере (2-я часть 146-й статьи ТК РФ).

В соответствии со 148-й статьей ТК РФ, трудовая деятельность в данных местностях оплачивается в порядке и размерах, которые не могут быть ниже тех, что установлены трудовым законодательством либо прочими нормативно-правовыми актами.

В повышенном размере, в частности, подлежит оплате труд граждан, работающих:

  • в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, – применяются районные коэффициенты и процентные надбавки к зарплате (315-я статья ТК РФ);
  • в пустынных, высокогорных, и безводных местностях, – применяются соответствующие коэффициенты к зарплате, установленные нормативно-правовыми актами.

Процентные надбавки и коэффициенты за труд в особых климатических условиях входят в состав заработной платы, которую предприятие обязано выплачивать в полном размере.

Претендовать на получение заработной платы с учетом указанных надбавок и коэффициентов могут также те граждане, которые работают в таких районах и местностях по совместительству, а также граждане, которые выезжают туда для работы вахтовым методом.

Как оплачивается труд при выполнении работ разной квалификации? В соответствии со 150-й статьей ТК РФ, для работников со сдельной и повременной оплатой труда предусматривается разный порядок оплаты при осуществлении работ разной квалификации.

А именно:

  • выполнение трудовых обязанностей с повременной оплатой оплачивают как работу более высокой квалификации;
  • выполнение трудовых обязанностей со сдельной оплатой оплачивают по расценкам осуществляемой работы;
  • при выполнении поручений, которые оплачиваются ниже присвоенного работнику разряда, возмещается межразрядная разница.

Оплата сверхурочной работы

Согласно 99-й статье ТК РФ, в качестве сверхурочной признается работа, которая выполняется по инициативе работодателя и превышает нормальную продолжительность рабочего дня (величина рабочих часов за учетный период).

Оплата сверхурочной работы производится в повышенном размере:

  • начальные два часа – не меньше чем в полтора раза;
  • остальные часы – не меньше чем в двойном размере (152-я статья ТК РФ).

Порядок оплаты работы в праздничные (выходные) дни, при сменном графике работы

Выходными называют дни непрерывного отдыха, предоставляемого еженедельно. Порядок предоставления таких дней установлен 111-й статьей ТК РФ.

Перечень праздничных нерабочих дней на территории РФ установлен 112-й статьей ТК РФ. В соответствии со 153-ей статьей ТК РФ, работа в праздничные (выходные) дни подразумевает обязательную доплату.

Минимальный размер доплаты составляет:

  • не меньше чем по двойной сдельной расценке, – для сдельщиков;
  • не меньше чем двойная дневная либо часовая тарифная ставка, – для граждан, оплата труда которых производится по дневной либо часовой тарифной ставке;
  • не меньше одинарной либо часовой ставки поверх оклада (если объем работ не превышает месячную норму рабочего времени) и не меньше двойной дневной либо часовой ставки поверх оклада (если объем работ превысил месячную норму рабочего времени), – для граждан, получающих должностной оклад.

Конкретные размеры заработной платы устанавливаются коллективным (трудовым) договором либо локальным нормативным актом. Допускается, что вместо повышенной зарплаты работнику (по его желанию) будет выдан другой день для предполагаемого отдыха. В таком случае работа подлежит оплате в одинарном размере, а день предполагаемого отдыха не подлежит оплате и вовсе.

Вызов на работу в дополнительные дни отдыха не рассматривается как работа в выходные дни, а потому не предполагает начисление зарплаты в повышенном размере.

Оплате в повышенном размере подлежит весь период работы в праздничный либо выходной день, то есть каждый час выполняемой работы. Часовую тарифную ставку определяют посредством деления дневной тарифной ставки на число часов ежедневно выполняемой работы.

Порядок расчета часовой ставки граждан, которые получают месячный оклад, строго не регламентирован.

Предлагаем предусмотреть следующий порядок в локальном нормативном акте:

  • разделить величину месячного оклада на обычное число рабочих часов в конкретном месяце;
  • разделить величину месячного оклада на среднее месячное число рабочих часов в году (т. е. на величину, полученную путем деления нормального числа рабочих часов в году на 12);
  • разделить величину месячного оклада на среднее месячное количество рабочих часов в учетном периоде (т. е. на величину, полученную путем деления нормального числа рабочих часов в учетном периоде на количество месяцев в таком периоде).

Если трудовым договором обозначен режим рабочего времени, согласно которому предполагается работа и в праздничные дни (например, при сменном графике работы), в таком случае отработанные в праздничные дни часы, подлежат оплате в двойном размере.

Трудовая деятельность в выходные дни всегда осуществляется поверх нормы рабочего времени и подлежит оплате в двойном размере, поскольку ее нельзя заранее предусмотреть ни графиком работы, ни режимом рабочего времени. В качестве исключения рассматривается случай, когда работавшему в выходной день работнику был выдан оставлен другой день для предполагаемого отдыха по его собственному желанию, оплачиваемый в одинарном размере.

Оплата труда в ночную смену

В ночное время каждый час труда оплачивается в большем размере, величина которого не может быть меньше обозначенной трудовым законодательством (154-я статья ТК РФ). Это правило также распространяется на тех граждан, которые были приняты специально для выполнения обязанностей в ночное время.

554-м правительственным Постановлением от 22 июля 2008 года предусматривается один минимальный размер доплат за труд в ночное время для всех работников, в частности, 20-процентная доплата за каждый час труда.

Расчет доплаты производится с учетом часовой тарифной ставки (рассчитанного за час работы оклада). Отсюда следует, что при установлении доплаты за труд в ночное время иные надбавки либо доплаты не учитываются.

Ночным считается период с 22.00 до 6 часов утра.

Работодателям законодательно вменяется обязанность сокращать продолжительность труда в ночную смену на один час без дальнейшей отработки. Исключением являются случаи, обозначенные 96-й статьей ТК РФ.

Источник: http://trydpravo.com/zarplata/kompensatsionnye-i-stimuliruyushhie-vyplaty.html

Правовое регулирование стимулирующих выплат работникам в Российской Федерации

Снятие стимулирующих выплат тк рф

Ни для кого не секрет, что в настоящее время денежное стимулирование работников играет важную роль в формировании у них мотивации к качественному и производительному труду.

В Российской Федерации отношения между работником и работодателем по поводу установления и осуществления стимулирующих выплат регулируются нормами трудового права.

В этой статье описываются основные юридические принципы и нормы, которые действуют по вопросу стимулирующих выплат.

В первую очередь необходимо отметить, что согласно закону стимулирующие выплаты признаются частью заработной платы работника и учитываются при расчете ее среднего размера.

В этой связи на стимулирующие выплаты распространяются такие принципы ТК РФ как: запрет любой дискриминации при установлении и изменении выплат; установление выплат в зависимости от квалификации работника (профессиональных и деловых качеств), сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда; недопустимость ухудшения условий выплат конкретному работнику по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, социально-партнерским соглашением и локальными нормативными актами работодателя. Трудовой кодекс России (ТК РФ) относит к стимулирующим выплатам доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты (статья 129 ТК РФ).

Доплатами и надбавками принято считать регулярные выплаты работнику дополнительно к его фиксированной ставке оплаты за труд.

Стимулирующие доплаты и надбавки обычно устанавливаются в связи с такими обстоятельствами как профессиональное мастерство, классность, стаж работы, ученая степень, ученое звание, знание иностранного языка, выполнение работы особой сложности или особой важности, работа с конфиденциальными сведениями, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, руководство бригадой и другими.

Под премиями и иными поощрительными выплатами в основном понимаются дополнительные к фиксированной ставке оплаты за труд вознаграждения в связи с успешными результатами работы или разовые денежные поощрения работника за его полезное для работодателя поведение. Если те или иные стимулирующие выплаты применяются работодателем, то их система согласно статье 135 ТК РФ должна быть установлена на уровне данного работодателя (локальном уровне) как часть системы оплаты труда.

Система стимулирующих выплат, применяемая конкретным работодателем, может устанавливаться коллективным договором, социально-партнерскими соглашениями или локальными нормативными актами работодателя в соответствии с трудовым законодательством. Коллективные договоры и социально-партнерские соглашения в России в настоящее время заключаются далеко не во всех случаях.

В то же время система поощрительных выплат должна быть зафиксирована надлежащим правовым актом. Поэтому работодатели сейчас обладают широкими правовыми возможностями по регулированию систем и условий стимулирующих выплат работникам посредством принятия собственных локальных нормативных актов (положений, политик и других).

Поскольку локальные нормативные правовые акты работодателя содержат нормы трудового права, то есть обязательные правила, реализация которых обеспечивается силой государства (суд, трудовая инспекция и другие органы), необходимо очень внимательно и взвешенно относится к подготовке и принятию таких актов.

При этом следует подробно и четко сформулировать условия и порядок осуществления той или иной выплаты, условия приобретения работником права на выплату, а также случаи, при которых работник не может приобрести данного права.

В свою очередь стимулирующие выплаты конкретному работнику устанавливаются его трудовым договором в соответствии с действующей у его работодателя системой таких выплат. Согласно статье 57 ТК РФ используемые поощрительные выплаты должны быть как минимум перечислены в трудовом договоре.

Введенные однажды поощрительные выплаты могут быть изменены, отменены или дополнены в том числе по инициативе работодателя. При изменении поощрительных выплат по инициативе работодателя соответствующие условия трудовых договоров должны изменяться с соблюдением работодателем специальной процедуры, которая предусмотрена статьей 74 ТК РФ.

Установление некоторых поощрительных выплат является обязательным в силу закона. Например, обязательными являются доплаты в случаях совмещения профессий или увеличения объема работ (статья 151 ТК РФ). Другие поощрительные выплаты вводятся по усмотрению работодателя или по согласованию социальных партнеров в случае необходимости сформировать у работников определенный стимул в связи с их работой.

Налоговый аспект правового регулирования поощрительных выплат заслуживает внимания прежде всего в разрезе отношений по уплате работодателем налога на прибыль организаций (Глава 25 Налогового кодекса России (НК РФ)).

В соответствии со статьей 255 НК РФ организация-работодатель может уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на соответствующие суммы стимулирующих выплат в пользу работников только в случае, когда такие стимулирующие выплаты либо предусмотрены законом, либо установлены коллективным договором или трудовым договором. И это еще одна причина, по которой стимулирующие выплаты полезно перечислять в трудовом договоре. Грамотное юридическое оформление стимулирующих выплат на локальном уровне и в рамках трудового договора с конкретным работником делает их эффективным и надежным средством стимулирования работников к поведению, которого ожидает от них работодатель.
 

Александр Ксенофонтов, Главный юрист
LEVINE Bridge Law Firm

Оцените публикацию

Источник: https://hr-portal.ru/blog/pravovoe-regulirovanie-stimuliruyushchih-vyplat-rabotnikam-v-rossiyskoy-federacii

Судебные споры, связанные с уплатой стимулирующих выплат

Снятие стимулирующих выплат тк рф

Екатерина Ершова, юрист

Согласно ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) в качестве стимулирующих выплат указаны доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. Согласно ч. 2 ст.

135 ТК РФ данные выплаты устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В отличие от компенсационных выплат доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты не связаны с оплатой труда в каких-либо особых условиях (например, за работу во вредных условиях) и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером. Поэтому определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера — прерогатива работодателя.

Суть дела: С. с 2002 г. по 2009 г. состоял в трудовых отношениях с ОАО «…» в должности заместителя директора Департамента управления финансами. В 2009 г. С. обратился в Невский районный суд г.

Санкт-Петербурга. Среди требований С., предъявленных к бывшему работодателю было также требование о признании незаконными ч. 3 п. 6.5 и п. 4.10 Положения об оплате труда, действующего на предприятии ОАО «…».

Суд первой инстанции отказал С. в удовлетворении исковых требований. Решение суда первой инстанции в части отказа в исковых требованиях С. о признании незаконными ч.3 п. 6.5 и 4.10 Положения об оплате труда обжаловано истцом в суде кассационной инстанции.

Санкт-Петербургский городской суд при рассмотрении кассационной жалобы, оценивая обоснованность утверждений истца о незаконности части 3 пункта 6.5 и пункта 4.

10 Положения об оплате труда, сделал следующие выводы: «Суд первой инстанции правильно сослался на статью 135 ТК РФ, указав, что по своей сути, оспариваемые истцом правила выплаты дополнительной оплаты труда по итогам работы за квартал (пункт 4.

3 Положения) и выплаты надбавки за выслугу лет (часть 3 пункта 6.5 Положения), определяют порядок дополнительного материального стимулирования работника.

Трудовым кодексом РФ, другими нормативными актами, действующими на территории РФ, не ограничено право работодателя совместно или с учетом мнения представительного органа работников (если такой орган создан на предприятии) на выбор способа и порядка дополнительного материального стимулирования работника, определения размера таких доплат и надбавок, поэтому довод истца о том, что оспариваемые им правила Положения об оплате труда незаконны, то есть вступают в противоречие с законом или другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, является несостоятельным».

Таким образом, суд сделал вывод о том, что работодатель не ограничен в выборе способа и порядка дополнительного материального стимулирования работника, определении размера стимулирующих доплат и надбавок.

Стимулирующие выплаты могут быть установлены работодателем как в твердой денежной сумме, так и в процентах от оклада (тарифной ставки), от выполненного объема работы. Перечень оснований для начисления премии работодатель определяет самостоятельно.

К выплатам стимулирующего характера также относятся персональные надбавки. Как правило, они устанавливаются работникам за более высокую квалификацию. Например, если работнику присвоена ученая степень, или он имеет документ об успешном прохождении повышения квалификации. Значительный опыт работы также может служить основанием для назначения персональной надбавки.

Если система оплаты труда предусматривает установление и выплату работнику персональной надбавки, то согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ условия об оплате труда, в том числе о надбавках и поощрительных выплатах, включаются в трудовой договор в качестве обязательных.

В локальном нормативном акте (положении об оплате труда, коллективном договоре, соглашении) определяются условия, порядок и критерии выплаты надбавки.

Текущее премирование по установленным работодателем показателям может производиться по результатам работы за месяц, квартал, год, а также за периоды иной продолжительности в зависимости от специфики производства и труда. При недостижении указанных в положении об оплате труда (премировании) показателей премия может не начисляться или начисляться в меньшем размере.

Суть дела: А.

обратился к ОАО «Российские железные дороги» (далее – Ответчик) с требованием об отмене приказа о лишении премии, ссылаясь на то, что работает у Ответчика в должности машиниста мотор-вагонного депо Пушкино Московской мотор-вагонной дирекции Пригородной дирекции Московской железной дороги — филиала ОАО «РЖД», приказом начальника депо Пушкино он был лишен премии на 100% за март 2009 года за нарушение п. 3.2.6 ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-277, п. 16.38 ЦРБ-756, однако данный приказ является незаконным, поскольку нарушений трудовой дисциплины он не допускал.
Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований А. отказал.

А. обратился в суд кассационной инстанции с просьбой решение первой инстанции отменить.
Кассационным судом по делу установлено, что Истец работает у Ответчика в должности машиниста электропоезда.

Приказом начальника депо истец был лишен премии на 100% за март 2009 года за нарушение п. 3.2.6 ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-277 и п. 16.38 ЦРБ-756.

В силу п. 16.38 Правил технической эксплуатации железных дорог (утв. Правилами МПС России N ЦРБ-756 от 26 мая 2000 года), при ведении поезда машинист и его помощник обязаны наблюдать за показаниями приборов, контролирующих бесперебойность и безопасность локомотива.

Также суд установил, что 30 марта 2009 года локомотивная бригада под руководством А. следовала на электропоезде ЭР-2-1212 с поездом N 6850.
Согласно рапорту машиниста-инструктора Н. от 2 апреля 2009 года, машинист А.

, работая 30 марта 2009 года на электропоезде ЭР-2-1212, при следовании с поездом N 6850, допустил падение давления в тормозной магистрали до 4,3 кгс.кв. см.

Данное обстоятельство подтверждается также выпиской из расшифровки кассеты регистрации за «…».

В соответствии с протоколом совещания от 2 апреля 2009 года, вина А. в нарушении п. 3.2.6 ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-277 и п. 16.38 ЦРБ-756 была установлена.

Согласно Положению о премировании работников для Локомотивного депо Пушкино Московской железной дороги за основные результаты производственной деятельности, премирование работников за соответствующий период не производится при нарушении производственных и технологических инструкций, трудовой, производственной и исполнительской дисциплины.

Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела пришел к следующим выводам: «Суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст.

67 ГПК РФ, и с учетом требований закона, правомерно пришел к выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований, поскольку у ответчика имелись основания для лишения истца премии, так как факт допущенных им нарушений п. 3.2.6 Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог и п. 16.

38 Правил технической эксплуатации железных дорог нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства и не был опровергнут истцом в установленном законом порядке.

В соответствии с п.

3 Положения о премировании работников локомотивного депо Пушкино Центральной дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Московской железной дороги — филиала ОАО «РЖД», размер премии, начисленный за выполнение показателей, может снижаться или не выплачиваться полностью за нарушение Правил технической эксплуатации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе, Инструкции по сигнализации и связи, других производственных инструкций и нормативных документов.

Поскольку истцом было допущено нарушение п. 3.2.6 Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог и п. 16.32 Правил технической эксплуатации железных дорог, работодатель правомерно не выплатил ему премию.

Судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции, является законным и отмене не подлежит».

Похожее решение содержится и в Определении Московского городского суда по делу № 4г/8-814 от 03.10.2011.
При этом решение о снижении или невыплате премии должно приниматься обоснованно.

Так, С.Э. обратился в суд с иском к ОАО «…» о признании незаконным приказа и взыскании заработной платы.

Источник: https://www.top-personal.ru/lawissue.html?2313

Невыплата премии как акт дискриминации // К вопросу о правомерности подмены зарплаты премией на основании статьи 191 ТК РФ

Снятие стимулирующих выплат тк рф

На практике довольно часто работодатели используют систему оплаты труда, которая позволяет им не платить обещанную зарплату неугодным работникам. Фактически при трудоустройстве работнику обещают определенный размер заработной платы.

Затем оформляют её ни как зарплату, а как премию, предусмотренную статьей 191 ТК РФ, которую работодатель платить не обязан и, разумеется, в выплате которой он отказывает при удобном для него случае. Работник по итогу может претендовать только на МРОТ, прописанный в трудовом договоре.

На сколько такая “схема” законна и можно ли потребовать от работодателя выплату обещанной “премии” разбираюсь в этой публикации.

Суть правовой проблемы

Все дело в тонкостях трудового законодательства, регулирующих порядок выплаты так называемой премии. Фактически Трудовой кодекс предусматривает два вида «премии».

Первый вид это премия как стимулирующая выплат, предусмотренная частью 1 статьи 129 ТК РФ, которая входит в систему оплаты труда. Условия и порядок выплаты указанной премии устанавливается работодателем в положении об оплате труда (ч.2 статьи 135 ТК РФ).

Второй вид премии это премия, которая предусмотрена статьей 191 ТК РФ ивыплачивается по решению работодателя в виде награды «за добросовестный труд». Фактически указанная премия приравнивается к почетной грамоте, медали «За труд» и т.п. Выплата данной премии является правом, но не обязанностью работодателя.

При этом, как правило, ни в одном локальном акте порядок определения размера такой премии не предусматривается.На практике работодатели используют второй вид премии с целью обойти обязанность платить «гарантированную» при трудоустройстве заработную плату работнику. Например, если работник захотел уволится работодатель просто может выплатить ему только МРОТ.

Выплачивать «премию» он может отказаться ссылаясь на статью 191 ТК РФ.

На указанную проблему и пробел в правовом регулировании в частности обращал внимание кандидат юридических наук Сухарев А.Е. в своей статье «Проблемы обеспечения отраслевыми юридическими категориями российского трудового права реализации и применения его основных принципов)».

Способы противодействия

Возникает вопрос: существует ли какой-либо правовой механизм позволяющий взыскать с работодателя такого рода премию и в каких случаях?

На мой взгляд, можно обязать работодателя выплатить такого рода премию на основании принципов «недопущения дискриминации в области труда» и «равной оплаты за равный труд».

Так часть 2 статьи 23 Всеобщей декларации прав человека (1948) провозглашает, что каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд. Данная гарантия также закреплена на уровне национального законодательства в части 3 статьи 37 Конституции и в статье 22 ТК РФ.

Согласно статье 1 Конвенции МОТ №95 «Относительно защиты заработной платы» (принята в г. Женева 01.07.

1949) под «заработной платой» понимается независимо от названия и метода исчисления всякое вознаграждение или заработок, могущие быть исчисленными в деньгах и установленные соглашением или национальным законодательством, которые предприниматель должен уплатить в силу письменного или устного договора о найме услуг трудящемуся за труд, который либо выполнен, либо должен быть выполнен, или за услуги, которые либо оказаны, либо должны быть оказаны.

Таким образом, международные акты допускают, что соглашение о размере заработной платы может быть достигнуто не только в письменной форме, но и форме устного соглашения.

Доказательством такого соглашения может выступать выписка из банковской карты о ежемесячном поступлении денежных средств на счёт работника в определенном размере, превышающем установленный трудовым договором размер заработной платы.

Далее для взыскания премии необходимо доказать, что невыплата премии является актом дискриминации, например, по причине того, что работодатель был осведомлен о планах работника уволиться или подал заявление об увольнении. Подтверждением факта дискриминации может служить:

  1. Получение другими работниками занимающими аналогичные должности вознаграждения в полном размере, что свидетельствует о нарушении принципа равной оплаты за равный труд
  2. Резкое снижение заработной платы в последний месяц работы в сравнении с предыдущими месяцами работы, что в силу принципа обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы (статья 2 ТК РФ) позволит требовать от работодателя предоставить обоснование такого снижения;
  3. Другие обстоятельства, которые могут свидетельствовать о факте дискриминации и могут быть подтверждены письменными доказательствами, например, переписка с руководителем, приказ о депремировании или приказ о премировании из которого работник был исключен, в то время как другие сотрудники в него включены.

В настоящее время судебная практика в основном придерживается такого подхода, что если размер премии не оговорен сторонами в трудовом договоре или положении о премировании, то основания для взыскания премии отсутствуют. Однако удалось найти буквально пару судебных актов, которые пошли в разрез с этой практикой и признали наличие оснований для взыскания премии при установлении факта дискриминации:

  1. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 01.04.2013 по делу №33-959/2013: «Несмотря на отсутствие у ответчика обязанности, установленной локальными актами и трудовым договором по выплате работникам премии за ДД.ММ.ГГГГ года, работодатель изыскал средства для выплаты этой премии всем работникам за исключением истца. Истец данной премии лишена приказом от ДД.ММ.ГГГГ на 100% в связи с невыполнением ею основных показателей работы – нормы строк и обеспечение оперативной информацией редакции газеты «Октябрь». Между тем, при выплате премии за ДД.ММ.ГГГГ не должна допускаться дискриминация в отношении работников. При указанных обстоятельствах Судебная коллегия приходит к выводу о недоказанности ответчиком, что лишение истца премии за ДД.ММ.ГГГГ года связано с ее деловыми качествами. Следовательно, ФИО1 ограничена в трудовых правах на получение ежеквартальной премии, что является дискриминацией в сфере труда. Вывод суда первой инстанции об отсутствии дискриминации в действиях работодателя по невыплате истцу премии за ДД.ММ.ГГГГ года не соответствует обстоятельствам дела.»

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/8/21/nevyplata_premii_kak_akt_diskriminacii__k_voprosu_o_pravomernosti_podmeny_zarplaty_premiej_na_osnova_85344

Стимулирующие выплаты по ТК РФ – в бюджетных и внебюджетных организациях

Снятие стимулирующих выплат тк рф

Чем эффективнее труд работника, тем успешнее организация, где он трудится. Работодатели напрямую заинтересованы в повышении мотивации сотрудника для его более продуктивной работы.

Для этого существуют различные способы вознаграждения за профессиональные достижения. И человек, трудящийся по совести на благо организации, может получить стимулирующие надбавки к заработной плате.

Таким образом, стимулирующие выплаты — это различного рода вознаграждения, которые сотрудник может получить за хороший труд поверх положенного оклада.

Правовая основа

Законы, регулирующие порядок установления поощрений сотрудникам бюджетных организаций, закреплены в Трудовом Кодексе России (статьи 129, 135, 144 и 191). Система оплаты труда, включающие стимулирующие выплаты, устанавливаются в виде коллективных соглашений в соответствие с законами РФ в сфере трудового права.

Ежегодно утверждаются рекомендации по установлению систем оплаты труда сотрудникам государственных организаций на федеральном, региональном и местном уровнях.

Решение это принимает Российская трехсторонняя комиссия (состоящая из членов Правительства РФ, работодателей и профсоюзов), чьей задачей является регулирование социально-трудовых отношений граждан страны.

Также существуют отдельные рекомендации для каждой сферы труда.

Размер стимулирующих выплат имеет строгие ограничения, которые прописываются в местных нормативных актах.

Как и кем формируются стимулирующие выплаты?

Стимулирующие выплаты в любом учреждении, в том числе бюджетном, рассчитываются по результатам работы за определенный отчетный период и выделяются из фонда заработной платы.

Для этого руководитель бюджетной организации составляет нормативный акт, обязательно согласовав его с членами профсоюза. Положение о порядке распределения стимулирующих выплат пишется на основе приложения №1 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития России от 29 декабря 2007 г. № 822.

В Положении обязательно должны быть следующие пункты:

  1. сведения о составе премии и источниках ее финансирования;
  2. критерии ее начисления;
  3. данные о сотрудниках, попадающих под премирование;
  4. цели введения поощрений;
  5. процесс подачи апелляции.

Далее учреждается комиссия, в задачи которой входит распределение поощрительных выплат. Сюда должны быть включены руководитель, его заместитель, представитель профсоюза, а также некоторые члены коллектива, которые будут представлять всех сотрудников (не менее 3 человек).

Комиссия принимает решение о сумме поощрительных выплат, подсчитывает баллы сотрудников, определяет критерии объективности при оценке качества выполняемой работы, составляет протокол заседания. Руководитель организации на основании данного протокола и принятого Положения о распределении стимулирующих выплат должен издать приказ о назначении выплат за отчетный период.

Приказ получает бухгалтерия, и уже ее сотрудники проводят начисления и выплаты.

Процесс получения поощрительных выплат должен соответствовать определенным критериям.

  • Адекватность. Размер выплаты должен быть соответственным размеру проделанной работы.
  • Объективность. Сумма выплаты стимулирующего характера должна быть основана на справедливой оценке результатов работы компании и каждого ее сотрудника.
  • Предсказуемость. Каждый сотрудник должен знать, сколько он может получить денег за свой труд.
  • Прозрачность. Система формирования выплат должна быть понятной и доступной.
  • Своевременность. Поощрение должно быть выдано сразу после достижения определенного результата, прописанного в Положении.

Балльная система оценки труда

Чтобы объективно оценить способности работника к карьерному росту, умению брать на себя ответственность, планировать свою деятельность и т. д., в 2020 году используется балльная система стимулирования сотрудников.

Для стимулирующих выплат создается отдельный фонд, размер которого определяется в зависимости от общего ФОТ (фонда оплаты труда). Для расчета выплат используется стоимость 1 балла. Рассчитать ее можно следующим образом:

  1. определяется сумма специального фонда;
  2. складываются все баллы, начисленные всем сотрудникам организации;
  3. количество суммы фонда делится на общее количество баллов.

После этой операции сумма 1 балла умножается на количество баллов, которые заработал конкретный сотрудник. И эту сумму ему начисляют в качестве выплаты стимулирующего характера.

Стимулирующие выплаты для бюджетников

Бюджетной организацией считается та, чьи источники финансирования выделяются из федерального, регионального или местного бюджета.

К сотрудникам бюджетных организаций относятся:

  • работники системы образования (ВУЗов, колледжей, школ, детских садов и т. д.);
  • сотрудники федеральных государственных учреждений (налоговой, таможенной служб и др.);
  • граждане, работающие в воинских частях;
  • определенные сотрудники исполнительной власти;
  • работники в сфере здравоохранения;
  • граждане, работающие в сфере социального обслуживания;
  • работники культуры.

В 2020 году принят перечень выплат для мотивации труда сотрудников бюджетных учреждений, в который входят несколько видов поощрений.

  • Премии. Бывают двух видов: единоразовые (устанавливаются непосредственно руководителем организации конкретному сотруднику) и регулярные (являются частью системы оплаты труда). Регулярные премиальные выплачиваются бюджетникам в качестве процентной надбавки к заработной плате.
  • Вознаграждение. Сумма вознаграждения фиксируется в местных нормативных актах и устанавливается руководителем. Она может быть приурочена к профессиональному празднику или выдаваться всем сотрудникам в качестве тринадцатой зарплаты.
  • Различные виды надбавок. Начисляются законодательным актом за квалификационную категорию, ученую степень, выслугу лет, стаж, а также самим работодателем за профессионализм сотрудника, образцовое исполнение важных заданий, высокую результативность, интенсивность труда и т. д. Решение о выдаче поощрительной надбавки издается специальным приказом или распоряжением.

Надбавки работникам сферы образования

Выплаты стимулирующего характера помогают повысить заинтересованность сотрудника в педагогической деятельности, а также привлечь новые кадры. В 2020 году сумма поощрительных премий может составлять до 35% от заработной платы.

Каковы условия получения выплат для учителей школ, преподавателей техникумов и ВУЗов?

  • Постоянное повышение квалификации (прохождение специальных курсов не менее 1 раза в 3 года).
  • Стремление к саморазвитию и самообразованию с целью усовершенствовать профессиональные качества.
  • Участие в конференциях, семинарах, педсоветах.
  • Организация выставок достижений учащихся.
  • Проведение дополнительных занятий со способными учениками, а также детьми из неблагополучных семей.
  • Подготовка учеников к различным конкурсам, олимпиадам, соревнованиям.
  • Ведение кружков и факультативов.
  • Работа с родителями учащихся (привлечение их для участия в учебной жизни, проведение родительских собраний, сотрудничество с родительским комитетом).
  • Контроль за успеваемостью учащихся.
  • Организация экскурсий, посещений творческих и образовательных мероприятий.

У библиотекаря есть свой список условий для получения поощрительной надбавки, который в каждой учебной организации устанавливается отдельно. Вот некоторые пункты:

  • посещаемость библиотеки учащимися;
  • читаемость библиотечной литературы;
  • ведение каталогов фонда литературы в электронном формате;
  • организация образовательных мероприятий для учащихся;
  • ведение веб-страницы библиотеки на школьном сайте (при наличии такового);
  • участие в профессиональных конкурсах, семинарах и т. д.

Работники детских садов могут рассчитывать на поощрительные выплаты, если они не просто ответственно подходят к своим обязанностям, но и применяют новые педагогические разработки, привлекают родителей к участию в различных мероприятиях детского сада, а также помогают семьям, оказавшимся в трудных ситуациях (например, дополнительно занимаются с детьми-инвалидами).

Выплаты медицинским работникам

В сфере распределения стимулирующих выплат работникам медицины есть свои особенности. Размер поощрений напрямую зависит от объема оказываемых услуг. Каждый месяц руководитель должен издавать приказ с указанием суммы поощрения для конкретных сотрудников. Размеры этих выплат устанавливаются администрацией медицинского заведения.

За что положены премии медработникам?

  • За исполнение стандартов своей профессиональной сферы.
  • За отработанные часы.
  • За эффективность. Для оценки эффективности учитывают, есть ли жалобы на данного сотрудника, имела ли место постановка неверного диагноза, не вызвало ли лечение новые осложнения болезни и т. д.

Выплаты госслужащим

Сумма поощрений для работников государственных служб зависит от разных факторов.

  • За выслугу лет можно получить до 30% от фиксированного оклада.
  • За особые условия прохождения службы сумма выплат может возрасти до 200% от обычной зарплаты.
  • За работу с государственными тайнами — 5-75%.

Могут ли не выдать заработанное поощрение?

В Положении должны быть прописаны случаи, когда поощрительная премия может быть отменена или снижена ее сумма.

Что может привести к потере стимулирующей выплаты?

  • Несоблюдение правил техники безопасности.
  • Несоблюдение внутреннего распорядка.
  • Нарушение производственной дисциплины.
  • Невыполнение своих должностных обязанностей.
  • Жалобы третьих лиц.
  • Некачественная работа.
  • Порча имущества организации.

Стимулирующие выплаты могут стать существенной прибавкой к заработной плате сотрудника бюджетной организации. Нужно только ответственно подходить к своей работе и постоянно повышать профессионализм, получая за саморазвитие необходимые баллы.

Источник: https://advokatnow.ru/kadry/pooshhreniya-i-vzyskaniya/stimuliruyushhie-vyplaty-po-tk-rf-v-byudzhetnyh-i-vnebyudzhetnyh-organizatsiyah

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.