Соц обслуживание определение

Глава 1 Определение понятия и основных принципов социального обслуживания граждан в Российской Федерации

Соц обслуживание определение

Внаучной литературе понятие “социальноеобслуживание населения” используетсясравнительно редко.

По мнению рядаученых, социальное обслуживание всовременных условиях выступает вкачестве одного из направлений социальнойработы и организационной формы этоговида социальной деятельности, котораярассматривается в качестве системыопределенных способов социальнойгуманистической деятельности, направленнойна адаптацию, социальную реабилитациюотдельной личности, семьи или человеческогообщества.

ВФедеральном законе “Об основахсоциального обслуживания граждан в РФ”в ст.

1 дается следующее определениепонятию “социальноеобслуживание”:это “деятельность социальных службпо социальной поддержке, оказаниюсоциально-бытовых, социально-медицинских,психолого-педагогических, социально-правовыхуслуг и материальной помощи, проведениюсоциальной адаптации и реабилитацииграждан, находящихся в трудной жизненнойситуации”.

Необходимоотметить, что некоторые авторы,характеризуя понятие “социальноеобслуживание”, склонны определятьего как поддержку не трудоспособныхграждан (пенсионеров, инвалидов) в случаенуждаемости.

Это является недостаточнополным определением рассматриваемогопонятия, прежде всего, по субъектномупризнаку.

Ведь современное законодательствосущественно расширило круг лиц, имеющихправо на социальное обслуживание.

Такиеже авторы как Тучкова Э.Г. и Захаров М.Л.справедливо считают, что социальноеобслуживание нельзя сводить только кпредоставлению социальных услугпрестарелым и инвалидам, так как этопонятие охватывает широкий круг лиц (втом числе детей).

Социальное обслуживаниеохватывает почти все категории обществаи представляет собой направлениедеятельности по социально-экономическойподдержке детей, молодежи, семей сдетьми, временно нетрудоспособных,граждан, потерявших кормильца, инвалидов,лиц пенсионного возраста и престарелых,малообеспеченных граждан, а также людей,попавших в критические жизненныеситуации (мигранты, беженцы и т.д.) и др.

Основываясьна концепции системных потребностейсоциально – экономических структур вобществе в применении ее к решениюпрактических и организационных задачсферы социального обслуживания граждан,можно обозначить системные функции ицели этой сферы. Это системные функциигуманности, к которым относятся:

а)помощь неимущим, слабым, больным ипопавшим в трудные жизненные ситуациилюдям.

Если человек в результате болезниили каких-либо обстоятельств попал втрудную ситуацию, то гуманное отношениек нему других членов общества созначительной вероятностью способносохранить его жизнь и вернуть емуработоспособность.

Кроме того,”общественному организму”(государство, общество, народ, нация,этнос и т.п.) могут оказаться полезнымине только потенциально сильные и здоровыелюди;

б)обеспечение поддержания выработки в”общественном организме” такназываемых “энергетических излишков”.Эта функция обусловлена тем, чтопотребность в ресурсах для выживания”общественного организма” можетрезко изменяться, например, во времявойны или природных катаклизмов.

Системасоциального обслуживания населенияможет выступать как инструмент коррекцииработы механизмов самоорганизации исамо регуляции в обществе: одной изосновных задач по удовлетворениюсистемной потребности в корректировкеработы общественных механизмов,основанных на принципе само регуляциии самоорганизации “общественныхорганизмов”, является корректировкаповедения людей в соответствии синтересами включающего их “общественногоорганизма”. Функции по решению этихзадач несут такие институты общества,как система образования и воспитания,религия, семья и т.д. С началом формированияи развития системы социальногообслуживания коррекция работы общественныхмеханизмов самоорганизации и саморегуляции стала одной из ее важнейшихзадач.

Важноезначение приобретает роль социальногообслуживания граждан как стимулятораразвития общества. Работа системысоциального обслуживания населенияспособствует росту “уровня нормальногопотребления”.

Это обусловлено тем,что снижение уровня потреблениясоциального неблагополучных группнаселения (в результате болезни,безработицы и т.д.) обеспечивает ихпривыкание к более низким стандартамжизни.

Поддерживая эти группы людей,система социального обслуживаниянаселения способствует удовлетворениюсистемной потребности “общественныхорганизмов” в повышении “уровнянормального потребления” в обществе.

Важнозаметить, что иные виды социальнойпомощи, кроме социального обслуживания,осуществляются в основном в денежнойформе.

Приоритетной же задачей социальногообслуживания является оказание помощине денежного характера: обслуживаниена дому, предоставление временногоприюта, консультативная помощь,реабилитационные услуги и т.д.

В подобнойспецифике задач проявляется наивысшаястепень гуманности и человеколюбия вобществе, поддерживаемые политикойгосударства.

Государство не стремится”откупиться” всевозможными денежнымивыплатами, а применяет различные видысоциальной помощи по принципуцелесообразности. Иначе говоря, существуютситуации, когда помощь “в натуре”оказывается наиболее необходимой идейственной. Именно в этом случаеогромное значение приобретает социальноеобслуживание во всех его видах.

Кандидатэкономических наук Валерий Шарин встатье “Социальное обслуживание:вектор развития” говорит о социальномобслуживании как об одном из видовсоциальной поддержки (бытовой, медицинской,психологической, педагогической,правовой и т.д.) гарантированнойгосударством. Роль гарантий государстваочень велика, особенно в период переходастраны к рыночным отношениям.

Отказаот гарантий, установленных назаконодательном уровне, не должнопроисходить даже в свете интенсивногоразвития негосударственных формсоциального обслуживания, за преобладаниекоторых ратуют многие авторы.

В качествегарантий выступают: законы, направленныена получение прав на социальноеобслуживание; подзаконные акты,обеспечивающие условия, средства, охранутакого права; сложившаяся практикаработы государственных органов пообеспечению прав на социальноеобслуживание и охране таких прав.

Относительноправа на социальное обслуживание нужносказать отдельно. Это право входит всостав правового статуса любогогражданина. Это право сопровождаетграждан на протяжении всей их жизни.При этом не имеют значение возрастные,национальные, социальные и другиеособенности граждан – все они имеютправо на социальное обслуживание.

Статусноеправо на социальное обслуживание,закрепленное в законе, реализуетсяобычно при наличиитруднойжизненной ситуации.Это понятие также необходимоохарактеризовать.

Несекрет, что экономические преобразованияв нашей стране сопровождаются падениемобъема производства во всех (практически)отраслях производства, падениемпокупательной способности рубля(инфляция), безработицей, обнищаниемзначительной части населения, ухудшениемсостояния здоровья населения, ростомсмертности и т.д.

Вышеперечисленныефакторы способствуют попаданию большогоколичества людей в так называемыетрудные жизненные ситуации.

Нужноотметить, что помимо факторов экономическогохарактера, имеют место естественныепричины, вследствие которых людинуждаются в социальном обслуживании:старость, детство, сиротство, временнаянетрудоспособность.

Социальноеобслуживание основывается на следующихпринципах:

  1. Адресность, т.е. предоставление социальных услуг конкретному лицу в соответствии с его потребностями.

    Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется органами социальной защиты населения по месту их жительства.

    Информацией о детях-сиротах, многодетных и неполных семьях располагают также органы народного образования; о беженцах – миграционная служба, о лицах без определенного места жительства – органы внутренних дел и пр.

  2. Доступность, т.е. оказание социальных услуг бесплатно или с частичной оплатой стоимости в соответствии с территориальными перечнями, утвержденными высшими органами исполнительной власти субъектов РФ.

    Перечни социальных услуг определяются с учетом потребностей тех групп населения, для которых они предназначены. Финансирование услуг, входящих в перечни, осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ.

    Качество услуг должно соответствовать государственным стандартам.

  3. Добровольность означает, что социальное обслуживание осуществляется только на основании обращения заинтересованного лица или его законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. В любое время можно отказаться от получения социальных услуг.

  4. Гуманность подразумевает, что лица, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний.

    Не допускается в целях наказания или создания удобств для персонала использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция.

    Работники стационарных учреждений, допустившие указанные нарушения, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

  5. Приоритетность предоставления несовершеннолетним обусловлена повышенной социальной уязвимостью детей в силу возраста. Социальное государство ставит своей приоритетной задачей особую заботу обо всех детях, в том числе тех, которые попали в трудную жизненную ситуацию. 

  6. Конфиденциальность, означает, что сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждений социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут установленную законом ответственность.

  7. Профилактическая направленность. Одной из основных целей социального обслуживания является профилактика негативных последствий, возни­кающих в связи с возникшей у гражданина жизненной ситуацией (обнища­ние, обострение заболеваний, беспризорность, одиночество и т. д.

    ) Для оказания социальных услуг государство создает систему социальных служб, состоящую из государственных предприятий и учреждений социального об­служивания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в ве­дении федеральных органов власти РФ и ее субъектов.

    Муниципальную систему социальных служб составляют соответствующие муниципальные предприятия, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

Видысоциального обслуживания:

1)Материальная помощь предоставляетсягражданам, находящимся в труднойжизненной ситуации, в виде:

-денежныхсредств;

-продуктовпитания;

-средствсанитарии и гигиены;

-средствухода за детьми;

-одежды,обуви и других предметов первойнеобходимости;

-топлива;

-специальныхтранспортных средств;

-техническихсредств реабилитации инвалидов и лиц,нуждающихся в постороннем уходе;

  1. Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании;

  2. социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;

  3. Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется:

-детям-сиротам;

-детям,оставшимся без попечения родителей;

-безнадзорнымнесовершеннолетним;

-детям,оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

-гражданамбез определенного места жительства иопределенных занятий;

-гражданам,пострадавшим от физического илипсихического насилия, стихийных бедствий,в результате вооруженных и межэтническихконфликтов;

-другимклиентам социальной службы, нуждающимсяв предоставлении временного приюта;

  1. Консультативная помощь – в учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты;

  2. Реабилитационные услуги – социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах;

  3. Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания – в учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Такимобразом, социальное обслуживаниенаселения это важнейшее звено социальнойзащиты, механизм, позволяющий практическирешать сложные вопросы жизнедеятельностиобщества, семьи и отдельного человека.

Источник: https://studfile.net/preview/6014086/page:2/

На тему:

Соц обслуживание определение

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: “Социальное обслуживание населения″

Введение

Глава 1. Основные понятия социального обслуживания населения

1.1 Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения

1.2 Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности

1.3 Сущность социальной политики государства: цели, задачи, принципы

Глава 2. Учреждения социального обслуживания населения: их виды, управление и специфика деятельности

2.1 Учреждения социального обслуживания семьи и детей

2.2 Учреждения социального обслуживания людей пожилого возраста и инвалидов

Глава 3. Социальное обслуживание инвалидов

Глава 4. Зарубежный опыт социального обслуживания населения

Глава 5. Проблемы социального обслуживания в России и пути их решения

Заключение

Список литературы

Введение

Социальное обслуживание на сегодняшний день играет существенную роль в социальной защите пожилых граждан, поскольку направлено на удовлетворение базовых потребностей населения.

Переход к рынку, ухудшение условий жизни значительной части пожилых граждан выявили неспособность прежней системы социального обеспечения гарантировать каждому человеку достойный жизненный уровень. Современное состояние и перемены экономики нашей страны, происходящие в нашем обществе, отразились на ухудшении социального обслуживания пожилых граждан.

Организации социального обслуживания населения придаётся в нашей стране с каждым годом всё большее значение, оно рассматривается как крайне необходимое дополнение к денежным выплатам, значительно повышающим эффективность всей государственной системы социального обеспечения.

Социальная политика по отношению к пожилым гражданам, ее масштабы, направленность и содержание на протяжении всей истории страны находились под влиянием и определялись социально-экономическими и конкретными общественно-политическими задачами, стоявшими перед обществом на том или ином этапе его развития. Выделение в общей структуре социальной политики особого направления – социального обслуживания, касающегося благосостояния и здоровья пожилых граждан, обусловлено довольно специфическими условиями и образом жизни, особенностями их потребностей, а также уровнем развития общества в целом, его культурой.

Осознаваемый нашим обществом дефицит чуткости и внимания к пожилым гражданам, недостаточный учёт их объективных запросов и нужд обязывает перейти от призывов об улучшении их медицинского обслуживания, совершенствования социальной помощи к радикальным мерам – созданию в стране широкой системы социального обслуживания пожилых граждан как неотъемлемой части единой государственной системы социального обеспечения.

Система социального обслуживания охватывает широкий спектр услуг, в частности: медицинскую помощь, содержание и обслуживание в домах-интернатах, помощь на дому нуждающимся в постороннем уходе, жилищно-бытовое и коммунальное обслуживание, организацию досуга и т. д.

В области социального обслуживания возможность реализации права на его получение часто зависит от решения компетентного органа, поскольку целый ряд социальных услуг, предоставляемых в данной сфере, всё ещё относится к числу дефицитных, негарантированных абсолютно каждому пожилому и нетрудоспособному человеку. Об этом, в частности, свидетельствует превышение числа нуждающихся в обслуживании с помещением в дома-интернаты по сравнению с общим числом мест в этих учреждениях; в социальной помощи на дому и возможностями данной службы и т. д.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов должно быть ориентировано на обеспечение доступности основных социальных услуг и гарантий независимо от места их проживания.

Свой негативный вклад в углубление кризиса старшего поколения внесло и резкое падение экономического статуса пожилых граждан: значительное уменьшение покупательской способности, пенсий, единовременное обесценивание пенсионных вкладов, независимость размера пенсии от трудового вклада и т.д.

Социальная незащищённость этой группы населения связана, прежде всего, с их физическим состоянием, наличием заболеваний, понижением двигательной активности, присутствием психологического фактора, формирующего контакт с остальными слоями населения. Поэтому пожилые граждане являются наименее защищённой и наиболее социально уязвимой частью общества.

Сложную социально-экономическую ситуацию призваны смягчить стационарные и нестационарные учреждения социального обслуживания, которые способствуют улучшению качества жизни пожилых граждан, создают условия для оптимизации их жизненного уклада и решения различных проблем, связанных с психологической помощью и поддержанием здоровья.

Проблемы социального обслуживания пожилых граждан в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых граждан.

Актуальность исследования темы данной курсовой работы обусловлена необходимостью совершенствования базы социального обслуживания населения, усилением социальной поддержки наиболее уязвимых слоев общества.

Цель курсовой работы заключается в исследовании теоретических и практических аспектов оценки социального обслуживания населения.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

– определить основные понятия, сущность, цели и задачи социального обслуживания населения;

– изучить систему социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности;

– раскрыть сущность социальной политики государства;

– рассмотреть деятельность учреждений социального обслуживания населения: их виды, управление и специфику деятельности;

– дать представление о социальном обслуживании инвалидов;

– рассмотреть зарубежный опыт социального обслуживания населения;

– обозначить проблемы социального обслуживания в России и пути их решения.

В качестве объекта исследования выступает социальное обслуживание различных категорий населения.

Предметом исследования является система социального обслуживания населения.

Цели и основные задачи, поставленные в исследовании, определили структуру и логику работы, которая состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы.

социальный обслуживание семья инвалид

Глава 1. Основные понятия социального обслуживания населения

1.1 Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения

Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это гарантировано Конституцией РФ (ст.7).

До 1991 года отдельные аспекты социального обслуживания реализовывались в системе профсоюзов, органами социального обеспечения, а также общественными организациями.

Для нынешнего этапа развития теории и практики социальной работы в России характерны: целенаправленные усилия государства на всех уровнях (от федерального до муниципального) по обеспечению здоровой социальной среды жизнедеятельности человека, созданию системы поддержки людей; инициирования потенциала самопомощи человека (семьи), оказавшегося в трудной жизненной ситуации; предоставления социальной помощи отдельному человеку или группе лиц путем поддержки, консультирования, реабилитации, социального патронажа и использования других видов социальных услуг.

Социальное обслуживание является одной из форм социальной защиты населения России.

В современных условиях социальное обслуживание выступает в качестве одного из важных принципов социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности.

В словаре социальной работы Р. Баркера социальное обслуживание определяется как «предоставление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящих от других (тем, кто не может сам о себе позаботиться)».

В соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в РФ» социальное обслуживание представляет собой деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологических, правовых услуг, по осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным настоящим Федеральным законом.

К середине 1990-х гг. была сформирована правовая база основных секторов социальной сферы, заложены основы законодательного регулирования социально-экономического положения отдельных категорий населения (пенсионеры, беженцы, инвалиды, пожилые граждане, вынужденные переселенцы и др.).

В первую очередь это основополагающие законодательные акты, устанавливающие основы правового регулирования в области социального обслуживания населения, повышения социальной защищенности граждан или отдельных категорий, а также устанавливающие для них экономические, социальные и правовые гарантии, определяющие механизмы их реализации.

В 1990-е годы были разработаны и реализовывались федеральные целевые программы содействия занятости населения, поддержке пожилых людей и инвалидов («Старшее поколение», «Социальная поддержка инвалидов»). С 1993 года реализуется программа «Дети России», которой уже через год после начала ее реализации был придан статус президентской.

В последующих годах были изданы следующие нормативно-правовые документы:

Источник: https://infourok.ru/na-temu-socialnoe-obsluzhivanie-naseleniya-2901876.html

Социальное обслуживание

Соц обслуживание определение

Социальное обслуживание

деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации, объективно нарушающей жизнедеятельность гражданина (инвалидность, сиротство, безнадзорность, болезнь и т. п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Источник: Основные термины и понятия административного права. Справочное пособие.

Социальное обслуживание

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Федеральный закон от 10.12.95 N 195-ФЗ, ст.1

Источник: Словарь юридических понятий (из актов Российского законодательства)

Социальное обслуживание

по определению ФЗ “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” от 15 ноября 1995 г.

“деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации”. С. о.

основывается на принципах адресности, доступности, добровольности, гуманности, приоритета несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальности, профилактической направленности.

Источник: Большой юридический словарь

Социальное обслуживание

вид социального обеспечения, который представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социальных услуг гражданам в целях улучшения условий их жизнедеятельности. Такое определение дано в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Основаниями для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании являются: 1) полная или частичная утрата способности осуществлять самообслуживание в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; 2) наличие в семье инвалида, в том числе ребенка-инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе; 3) наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации; 4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними; 5) наличие внутрисемейного конфликта, наличие насилия в семье; 6) отсутствие определенного места жительства; 7) отсутствие работы и средств к существованию; 8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими условия жизнедеятельности граждан. Для получения социальных услуг гражданин или его представитель должен обратиться с соответствующим заявлением в орган социальной защиты населения. После этого составляется индивидуальная программа социального обеспечения гражданина с указанием формы, вида, объема, периодичности, условий и сроков предоставления социальных услуг. На основании данных индивидуальной программы с гражданином заключается договор о социальном обеспечении. Социальное обеспечение может осуществляться на дому, в стационарной и полустационарной форме.

Социальное обеспечение заключается в предоставлении жилого помещения, медицинской и иной социальной помощи, в помещении в кризисные центры, приюты, обслуживании в специальных учреждениях социального обслуживания для инвалидов, лиц пожилого возраста, предоставлении услуг на дому по питанию, уборке помещения, оказанию медицинской помощи и т. д.

Источник: Словарь терминов по гражданскому праву гражданскому процессу и т.п. 2017

Социальное обслуживание

престарелых, нетрудоспособных и граждан, имеющих детей, направлено на удовлетворение их особых потребностей в ходе деятельности социальных служб по социальной поддержке, оказанию помощи и услуг различного характера – социально-бытовых, социально-медицинских, психологопедагогических, социально-правовых; по проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (под последней понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не в состоянии преодолеть самостоятельно. Причинами ее возникновения могут быть инвалидность, преклонный возраст, болезнь, сиротство, жестокое обращение в семье, безработица, отсутствие определенного места жительства, вынужденное переселение и пр.). Право на СО имеют: российские граждане; лица без гражданства и иностранцы, если иное не установлено международными договорами РФ. Перечень социальных услуг определяется с учетом индивидуальных потребностей субъекта, которому они предназначены. Существует федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг для граждан пожилого возраста и инвалидов, которые оказывают государственные и муниципальные учреждения СО. На его основе разрабатываются территориальные перечни (субъектов РФ). Финансирование входящих в них услуг осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. Законодательством установлены следующие виды СО: на дому; полустационарное; стационарное и др. Социальные услуги предоставляются бесплатно или на платной основе. Бесплатные услуги предоставляются: одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию с учетом надбавок в размере ниже регионального прожиточного минимума; гражданам пожилого возраста и инвалидам, родственники которых по объективным причинам не могут обеспечить им помощь и уход, если размер получаемой пенсии вместе с надбавками ниже регионального прожиточного минимума; гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях со среднедушевым доходом ниже регионального прожиточного минимума. Если размер пенсии вместе с надбавками указанных выше граждан превышает региональный прожиточный минимум, то размер частичной оплаты социальных услуг на дому не должен превышать 25% разницы между получаемой пенсией и региональным прожиточным минимумом, в полустационарных условиях – 50% той же разницы; в стационарных условиях – не более суммы превышения полагающейся пенсии над региональным прожиточным минимумом. Если сумма пенсии с учетом надбавок на 150 % выше регионального прожиточного минимума, то социальные услуги предоставляются на условиях полной оплаты.

Источник: Профсоюзный словарь-справочник

Социальное обслуживание

деятельность по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. С.о. основывается на следующих принципах: а) адресность; б) доступность; в) добровольность; г) гуманность; д) приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; e) конфиденциальность; ж) профилактическая направленность. С.о. включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организацию питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощь в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам на дому или в учреждениях С.о. независимо от форм собственности. Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг определяется Правительством РФ и ежегодно пересматривается; при этом сокращение их объема не допускается. На его основе устанавливается территориальный перечень, утверждаемый органом исполнительной власти субъекта РФ. Одно из основных направлений С.о. в РФ – С.о. граждан пожилого возраста и инвалидов. Основным актом, регулирующим С.о. этих категорий населения, является ФЗ РФ от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”. С.о. граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в форме: а) С.о. на дому, включая социально-медицинское обслуживание; б) полустационарное С.о. в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений С.о.; в) стационарное С.о. в стационарных учреждениях С.о.; г) срочное С.о.; д) социально-консультативная помощь. Правом на С.о., осуществляемое в государственном, муниципальном и негосударственном секторах системы С.о., обладают граждане пожилого возраста (женщины – старше 55 лет, мужчины – старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению. С.о. граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется социальными службами при условии их обращения либо обращения их опекуна, попечителя, другого представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения как бесплатно, так и за плату (см. также Социальные службы).

Источник: Энциклопедия юриста

Социальное обслуживание

деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, социально-медицинских, психолого- педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995, «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов » от 2 августа 1996). Основные виды С о . : материальная помощь; С о . на дому; С о . в стационарных учреждениях; предоставление временного приюта; организация дневного пребывания в учреждениях С о . ; консультативная помощь; реабилитационные услуги. С о . может осуществляться социальными службами как бесплатно, так и за плату. Порядок и условия оплаты социальных услуг, предоставления бесплатного С о . определяются Правительством РФ. Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно. Учреждениями С о . (независимо от форм собственности) являются: 1) комплексные центры С о . населения; 2) территориальные центры социальной помощи семье и детям; 3) центры С о . ; 4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; 5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; 6) социальные приюты для детей и подростков; 7) центры психолого-педагогической помощи населению; 8) центры экстренной психологической помощи по телефону; 9) центры (отделения) социальной помощи на дому; 10) дома ночного пребывания; 11) специальные дома для одиноких престарелых; 12) стационарные учреждения С о . (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно-отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками); 13) геронтологические центры; 14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги. К предприятиям С о . относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги. Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий С о . независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством РФ. Деятельность социальных служб (за исключением государственных и муниципальных учреждений С о . ) , а также граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по С о . без образования юридического лица, подлежит лицензированию (постановление Правительства РФ от 17 июля 1996). С о . должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Государственные стандарты С о . утверждаются Правительством РФ и обязательны для социальных служб независимо от форм собственности на всей территории РФ. Г.С. Скачкова

Источник: Юридическая энциклопедия

Источник: https://determiner.ru/termin/socialnoe-obsluzhivanie.html

Понятие социального обслуживания

Соц обслуживание определение

Социальное обслуживание – это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам, под которыми понимается действие по оказанию постоянной, периодической или разовой помощи, в том числе срочной, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

В узком смысле слова под социальным обслуживанием часто понимают предоставление социально-бытовых услуг: предоставление бесплатного питания, помощь в ведении хозяйства, временное помещение в учреждения социальной защиты и др.

В широком смысле социальное обслуживание включает в себя все иные, помимо денежных выплат, виды социального обеспечения. В этом смысле социальное обслуживание предполагает: вопросы перевоспитания; консультации; охрану детства, материнства, пожилых, инвалидов.

Таким образом, все условия, связанные с жизнью населения: медицина, здравоохранение, обеспечение дохода, образование, наем жилья – являются объектами социального сервиса.

Механизмами модернизации системы социального обслуживания являются ее разгосударствление (при сохранении государственных гарантий предоставления социальных услуг людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию), создание реального рынка социальных услуг для предоставления населению свободы выбора поставщика, объема и вида социальных услуг.

Наряду с законодательной базой социального института страны множество различных интерпретаций определения понятия «социальное обслуживание» встречаются в научной литературе. Например, по мнению В. П.

Галаганова социальное обслуживание – это «предоставление социальными службами различных услуг и помощи слабо защищенным слоям населения и любому человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию (ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность: инвалидность, болезнь, сиротство, малообеспеченность, безработица, и т. д., которую человек не может перенести самостоятельно)».

Холостова Е. И. утверждает, что социальное обслуживание – это «социальная технология, позволяющая оказать необходимую поддержку гражданам в условиях сложной жизненной ситуации, т. е. ситуации, нарушающей жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно».

Анализируя приведенные определения понятия «социальное обслуживание», можно сделать вывод о том, что в каждом из них упоминается наличие сложной жизненной ситуации, что и обусловливает социальный риск субъекта (гражданина, в том числе пожилого человека), ввиду наличия которого ему требуется социальная помощь. Однако, данный компонент определения не аккумулируется с категорией пожилых людей в своем первоначальном значении: социальное обслуживание пожилых людей не предполагает обязательного наличия у них трудной жизненной ситуации как таковой, поскольку сам пожилой возраст воспринимается в неразрывной связи с социальными рисками. Иными словами, социальное обслуживание пожилых людей предполагает не только комплекс мер, направленных на помощь пожилому человеку в трудной жизненной ситуации, но и профилактику возникновения таковой, включая последующую социальную реабилитацию.

Социальное обслуживание населения можно рассматривать как социальную технологию, позволяющую оказать необходимую поддержку гражданам в условиях сложной жизненной ситуации, то есть ситуации, нарушающей жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно.

Роль социального обслуживания в осуществлении социальной политики определяется спецификой субъекта социального управления. В отечественной литературе предпринимались попытки обобщить современный опыт и на этой основе конкретизировать сущность социального обслуживания населения.

Был сделан вывод о том, что социальное обслуживание различных категорий населения является составной частью современной социальной политики, новым направлением социальной защиты населения.

Современная система социального обслуживания как комплекса услуг различным категориям населения, находящимся в зоне социального риска, включает широкий спектр технологий и методов.

Социальное обслуживание пожилых людей «представляет собой деятельность социальных служб по поддержке, оказанию различных услуг (бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых и других) и материальной помощи, проведению реабилитации и социальной адаптации граждан пожилого возраста.

Критерием эффективности социального обслуживания должна стать действенность всех видов, форм и методов социального обслуживания различных категорий населения, деятельности социальных служб, а также руководства и управления всем процессом социальной работы с населением и отдельными людьми, нуждающимися в социальном обслуживании.

Система социального обслуживания населения может выступать как инструмент коррекции работы механизмов самоорганизации и саморегуляции в обществе: одной из основных задач по удовлетворению системной потребности в корректировке работы общественных механизмов, основанных на принципе саморегуляции и самоорганизации «общественных организмов», является корректировка поведения людей в соответствии с интересами включающего их «общественного организма». Функции по решению этих задач несут такие институты общества, как система образования и воспитания, религия, семья и т.д. С началом формирования и развития системы социального обслуживания коррекция работы общественных механизмов самоорганизации и саморегуляции стала одной из ее важнейших задач.

Основываясь на концепции системных потребностей социально- экономических структур в обществе в применении ее к решению практических и организационных задач сферы социального обслуживания населения, можно обозначить системные функции и цели этой сферы. Это системные функции гуманности, к которым относятся:

а) помощь малоимущим, слабым, больным и попавшим в трудные жизненные ситуации людям.

Если человек в результате болезни или каких-либо обстоятельств попал в трудную ситуацию, то гуманное отношение к нему других членов общества со значительной вероятностью способно сохранить его жизнь и вернуть ему работоспособность.

Кроме того, «общественному организму» (государство, общество, народ, нация, этнос и т.п.) могут оказаться полезными не только потенциально сильные и здоровые люди;

б) обеспечение поддержания выработки в «общественном организме» так называемых «энергетических излишков». Эта функция обусловлена тем, что потребность в ресурсах для выживания «общественного организма» может резко изменяться, например, во время войны или природных катаклизмов.

Для социального обслуживания как правовой категории характерно то, что право на такое обслуживание входит в качестве непременного элемента правового статуса гражданина, т. е. является его статусным. Будучи естественным, это право сопровождает граждан от самого рождения до смерти, включая достойное погребение.

При этом не имеют значение возрастные, национальные, социальные и другие особенности граждан – все они имеют право на социальное обслуживание.

Такое право имеют не только лица, занятые общественно полезным трудом, но и безработные, старики, инвалиды, дети, лица без определенного места жительства, заключенные, беженцы, мигранты и т.п..

1. Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека:

– равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;

– приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей этих услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;

– сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде.

Источниками финансового обеспечения социального обслуживания являются:

1) средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

2) благотворительные взносы и пожертвования;

3) средства получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату;

4) доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иные не запрещенные законом источники.

2. Финансовое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

3. Финансовое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

4.

Финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.



Источник: https://infopedia.su/13x7521.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.