Социальная адаптация лиц с овз

Программа социально-психологической адаптации лиц с ОВЗ. Ерофеева Татьяна Александровна

Социальная адаптация лиц с овз

автор: Ерофеева Татьяна Александровна

Педагог-психолог ГАПОУ СО «Саратовский техникум электроники и машиностроения»

Программа социально-психологической адаптации лиц с ОВЗ

Программа социально-психологической адаптации для лиц с ОВЗ

Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация студентов нового набора к жизни и учебе в техникуме является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Поэтому на первом этапе профессионального обучения огромное значение имеет процесс адаптации студентов к образовательной среде в техникуме.

Ведь профессиональная деятельность студентов после окончания техникума во многом зависит от уровня адаптации к новой образовательно-воспитательной среде. Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации студентов нового набора.

Этим и объясняется необходимость создания данной программы.

Цель программы: осуществление социально-психологических мероприятий, способствующих успешной адаптации студентов нового набора к образовательно-воспитательному процессу в ОО.

Задачи:

  • Подготовка обучающихся к новым условиям обучения;
  • Формирование позитивных учебных мотивов;
  • Установление и поддержание социального статуса обучающихся в новом коллективе;
  • Создание дополнительных пространств самореализации личности во внеурочное время;
  • Предупреждение и снятие психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательно-воспитательной средой.
  • Оценить общее состояние адаптации обучающихся  нового набора и факторов, влияющих на его качество.
  • Исследовать содержание, качество и организацию адаптации обучающихся, готовность к производственной деятельности.
  • Определить мотивацию, перспективы и отношение к образованию.

Работа по реализации программы рассчитана на первый год обучения студентов в техникуме и осуществляется в три этапа.

I этап (сентябрь – октябрь). Оценка соматического, психологического и социального статуса обучающихся нового набора, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в техникуме. Оказание социально-психологической поддержки вхождения бывших абитуриентов в новую образовательно-воспитательную среду.

II этап (ноябрь – декабрь). Выявление основных проблем адаптации обучающихся к новым образовательным условиям и указание путей их решения. Определение способов устранения имеющихся противоречий. Внесение коррективов в организацию учебно-воспитательного процесса.

III этап (январь – июнь). Использование полученной информации для проведения индивидуальных и групповых бесед с целью предотвращения проблемных ситуаций в образовательно-воспитательном процессе. Организация коррекционно-просветительской работы с обучающимися для формирования сплоченных коллективов и помощи дезадаптированным детям. 

Для реализации поставленной цели следует выделить следующие направления работы:

  1. Психологическая адаптация, связанная с ломкой выбранного стереотипа и формирование новых установок.
  2. Социальная адаптация, затрагивающая взаимодействие и привыкание к новым условиям, к новому статусу.
  3. Педагогическая адаптация, связанная с особенностями приспособления обучающихся к новым учебно-воспитательным условиям.
  4. Профессиональная адаптация, связанная с подготовкой к будущей профессии, к трудовой деятельности.

Для входной диагностики, промежуточной, итоговой я использую схему наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся с ОВЗ (Александровская Э.М., Громбах С., модифицированная Еськиной Е.С., Больбот Т.Л.)

Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся с ОВЗ

(Александровская Э.М., Громбах С., модифицированная Еськиной Е.С., Больбот Т.Л.)

КритерииБаллыПоведенческие индикаторы сформированности критерия
1Критерии эффективности учебной деятельности
1.1Учебная активность012345— активно отсутствует;— пассивен на уроке, часто дает неправильные ответы или не отвечает совсем, переписывает готовое с доски;-активность кратковременная, часто отвлекается, не слушает;-редко поднимает руку, не отвечает преимущественно верно;— стремится отвечать, работает со всем классом, чередуются положительные и отрицательные ответы;— активно работает на всех уроках, часто поднимает руку, отвечает преимущественно верно, стремится отвечать
1.2Целеполагание012345— плохо различает учебные задачи разного типа, отсутствует реакция на новизну задачи, нуждается в постоянном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что сделал или собирается сделать;— осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи, в теоретических задачах не ориентируется;— принимает  и выполняет только практические задачи, в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленные действия;— охотно осуществляет решения познавательной задачи, регулирует процесс выполнения , четко может дать отчет  о своих действиях после принятого решения;— столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит деятельность в соответствии с ней;-самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований програмы, выдвигает содержательные гипотезы
1.3Самоконтроль012345-не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах  и не замечает  ошибок других учеников;-контроль  носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, не может обосновать своих  действий;— осознает  правила контроля, но одновременно выполнять учебные действия и контролировать их не может, после выполнения может найти  и исправить ошибки;— ошибки в многократно повторенных  действиях исправляет самостоятельно, контролирует выполнение учебных действий другими, но при решении новой задачи теряется;-задачи, соответствующие усвоенному способу  контроля, выполняются безошибочно, с помощью  учителя— контролирует  соответствие  выполняемых действий  способу, при зменении условий вносит коррективы до начала решения
1.4Усвоение знаний, успеваемость012345— плохое усвоение материала по всем темам и предметам, большое количество грубых ошибок;-частые ошибки, неаккуратное выполнение учебных заданий;— плохое усвоение  материала по отдельным темам  и предметам;— редкие ошибки, чаще связанные с невнимательностью, успеваемость на оценки «3» и «4»;— единичные ошибки, усвоение знаний на «хорошо»;— правильное и безошибочное выполнение практически всех учебных заданий.
2Усвоение нравственно- этических норм поведения
2.1Нравственно- этическая готовность012345— не умеет выделять моральное содержание ситуации (нарушение-следование моральной норме);— ориентируется на моральную норму ( справедливое  распределение , правдивость, взаимопомощь);— понимает, что нарушение моральных норм оценивается как серьезное и недопустимое;— учитывает при принятии решения объективные последствия нарушения моральной нормы;— адекватно оценивает свои действия и действия других с точки зрения нарушения- соблюдения моральной нормы;— умеет аргументировать необходимость выполнения моральной нормы
2.2Поведение на уроке012345— не выполняет элементарных требований, большую часть урока занимается посторонним делом, играет;— часто отвлекается на посторонние предметы, вертится, постоянно отвлекается;— на уроке скован, напряжен или часто отвлекается;— иногда поворачивается, обменивается мнениями с товарищами, но отвлекается редко;— выполняет требования учителя, но иногда отвлекается;— сидит спокойно, внимателен, добросовестно выполняет все требования преподавателя
2.3Поведение вне урока012345— часто нарушает нормы поведения, мешает окружающим;-пассивен, движения скованы, избегает общения вне урока;— не может найти себе занятия на перемене, переходит от одной группы  детей к другой;— активность ограничена занятиями, связанными с подготовкой к другому уроку или мероприятию;-активность выражена в меньшей степени, предпочитает  занятия в классе, чтение и т.д.— высокая активность, с удовольствием участвует в общих делах.
3Успешность социальных контактов
3.1Взаимоотношение с одногруппниками012345-негативизм по отношению к сверстникам, постоянно ссорится, в группе его не любят;— замкнут, пассивен, предпочитает быть один, другие ребята к нему  равнодушны;-предпочитает находиться рядом с коллективом, но не вступает в контакт с одногруппниками;— сфера общения ограничена, контакт только  с некоторыми сверстниками;— мало активен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются;— общительный, коммуникативный, сверстники его любят, часто общаются.
3.2 Эмоциональный фон поведения012345-преобладает агрессия или депрессия;— выражены депрессивные проявления без причин, агрессивные реакции, часто ссорится с одноклассниками;-отрицательные эмоции превалируют (тревожность, огорчение, страхи, -эмоциональные проявления  снижены, часто бывает в подавленном настроении;-спокойное эмоциональное состояние;— находится преимущественно в хорошем настроении.

Высокий уровень : 44-50 баллов

Уровень выше среднего : 36-43 балла

Средний уровень : 26-35 баллов

Аналитический отчет по результатам социально-психологической адаптации студентов с ОВЗ, заполняется на основе данных, полученных при диагностике по  методике А.Э. Александровской).

Программа социально-психологической адаптации лиц с ОВЗ. Ерофеева Татьяна Александровна

Источник: https://xn--d1abbusdciv.xn--p1ai/%D0%B5%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B0-%D1%82-%D0%B0-%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/

Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях

Социальная адаптация лиц с овз

В современном российском обществе углубляется социальное расслоение, что находит отражение и в системе образования. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в массовые образовательные учреждения — это глобальный общественный процесс.

Основой этого процесса является готовность общества и государства переосмыслить всю систему отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья с целью реализации их прав на предоставление равных с другими возможностями в разных областях жизни, включая образование.

В ст. 43 Конституции РФ [1] закреплено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Эта гарантия дается всем гражданам, независимо от состояния их здоровья.

Среди широкого круга субъектов права на образование есть лица с особым правовым статусом, это лица с ограниченными возможностями здоровья. Задача Закона не столько в том, чтобы устранить положение, при котором они могут фактически быть исключены из системы образования и общественной жизни, а в том, что бы создать наиболее благоприятные условия для обучения этой группы лиц.

Проблемы здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения условий успешной социализации, адаптации и создания равных стартовых возможностей для их различных категорий, в том числе для детей с ограниченными возможностями, определены в качестве наиболее важных и актуальных в приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации.

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» [2] дает спектр базовых определений, в частности:

–           обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

–           инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

–           адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

В настоящее время в России насчитывается более 15 млн. лиц с отклонениями в развитии, что составляет около 11 % населения страны. Более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8 % всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.

Общая черта их личности заключается в том, что инвалидность создает отличающееся от нормы, измененное положение. Форма проявления инвалидности приводит к тому, что всегда возникают какие-то новые своеобразные изменения личности, а также каждый раз иные проблемы.

Однако у всех детей с ограниченными возможностями здоровья независимо от вида и степени заболевания можно наблюдать одну общую черту: они «другие», чем остальные дети, и именно эта «разница» в определенной мере определяет их дальнейший жизненный путь, отличающийся от обычного.

У детей с ограниченными возможностями здоровья часто проявляется тенденция к изоляции от общества. Раньше этому содействовало раздельное от здоровых детей воспитание в специальных школах и заведениях.

Хотя в настоящее время ситуация частично изменилась, но у детей с ограниченными возможностями здоровья по-прежнему проявляется нарушение способности включаться в нормальный процесс жизнедеятельности.

Отклонения в развитии личности детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают нарушения в области познания и коммуникации, но могут также приводить и к нарушению их эмоционально-волевой сферы, что, в свою очередь, может стать причиной возникновения патологических форм поведения и активности.

У ребенка с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдается проявление таких эмоциональных состояний, как чувство страха, обиды, боязни, стыда. Затронутой оказывается и самооценка у данной категории детей. Как говорят данные многих психологических исследований, большинство детей с ограниченными возможностями здоровья имеют заниженную самооценку, значительно меньшая часть — адекватную, и очень редко встречается самооценка завышенная.

Образование оказывает определяющее влияние на формирование мировоззрения и постановку жизненных целей, развивает адаптивные способности к изменяющимся условиям жизни, гармонизирует существование человека с инвалидностью или длительными заболеваниями в социуме.

Согласно ч. 4 ст. 79 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.12, образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. [2]

Таким образом, фактически закон дает выбор из трех возможностей — либо организовать образование лиц с ограниченными возможностями здоровья полностью инклюзивно, т. е. в общих классах, либо создать для них отдельные классы в образовательных учреждениях, либо создать отдельные (специальные, коррекционные) образовательные учреждения для таких лиц.

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем социальной адаптации и интеграции в общество.

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Организация обучения таких детей в образовательных учреждениях, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, помогает обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится на острие общественного внимания. Число лиц школьного возраста, имеющих те или иные ограничения здоровья (инвалидность), достигает примерно 15 % от общего состава школьников. Согласно прогнозным оценкам число учащихся с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться.

Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения индивидуальных образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится ребенок с ограниченными возможностями здоровья.

Именно поэтому так важно организовать процесс социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения.

Социально-психологическая адаптация — это средство защиты личности, с помощью которого ослабляются или устраняются внутреннее психологическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникшие у человека при взаимодействии его с другими людьми, обществом в целом.

Литература:

1.                  Конституция Российской Федерации (принята на всенародном ании 12 декабря 1993 г.) //СПС Консультант Плюс

2.                  ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ от 29.12.12// СПС Консультант Плюс

Источник: https://moluch.ru/archive/91/19684/

Проблемы социальной адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе

Социальная адаптация лиц с овз

Башаев С.В.1, Горелик В.В.2

1 Магистрант, 2 Доцент, Кандидат биологических наук, Тольяттинский государственный университет

Проблемы социальной адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе

Аннотация

В статье приведена статистика по числу инвалидов в России. Проведена группировка по полу, возрасту, группе инвалидности. Приведены особенности адаптации инвалидов к условиям современного общества, и адаптации в нем. Приведены проблемы, из-за которых, лица с ограниченными возможностями здоровья не могут чувствовать себя комфортно среди здоровых людей, быть в социуме и жить в нем.

Раскрыты особенности социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями в России. Проанализированы  возможности для лиц с ограниченными возможностями в современных развитых странах и в России. Дана оценка проблем у инвалидов в нашей стране, указаны пути их решения, которые в коечном счете позволять лучше адаптироваться в современной непростой социально-экономической ситуации.

Ключевые слова: инвалиды, адаптация, проблемы адаптации, общество, поддержка.

Bashaev S.V.1, Gorelik V.V.2

1 Undergraduate, 2 Associate professor, PhD in Biology, Togliatti State University

PROBLEMS OF SOCIAL ADAPTATION OF PERSONS WITH DISABILITIES IN MODERN SOCIETY

Abstract

The article presents statistics on the number of disabled people in Russia. Grouping by gender, age, disability group. The features of adaptation of persons with disabilities to the conditions of modern society, and adapting to it. Given the problems that people with disabilities may not feel comfortable among healthy people, to be social and live in it.

The features of social adaptation of persons with disabilities in Russia. Analyzed opportunities for persons with disabilities in the developed countries and in Russia. The estimation problems of the disabled in our country, the ways of their solution, in which the number of beds to allow better adapt in the current difficult socio-economic situation.

Keywords: disabled, adaptation, adaptation problems, society, support.

Работа с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, относится к одному из острых вопросов в социальной работе.

В России долгое время слово «инвалид» было под запретом. Наличие таких людей все время умалчивалось и никогда не выпячивалось на всеобщее обозрение. Таких людей очень редко можно было увидеть на улицах, в магазинах. Их можно было увидеть либо в больницах, либо дома [1].

В это же время, в европейских странах, провозглашалось равенство людей, их взглядов, их желаний, и инвалиды считались полноправными членами общества, и находясь в нем, чувствовали себя полноценными людьми [2].

Провозглашение равенства, позволило лицам с ограниченными возможностями, полноценно пользоваться всеми правами, которыми пользуются здоровые люди. У них появилось право на всё: обучение, трудоустройство, медицинское обеспечение, психологическую помощь и пр.

Благодаря всесторонней поддержке государства, такие люди очень быстро «акклиматизировались» в обществе и начали жить полноценно, ограничиваясь лишь специфическими особенностями своего здоровья и последствиями перенесенного заболевания [3].

Рухнувший «железный занавес» открыл России весь тот быт людей с ограниченными возможностями там, в Европе, и раскрыл печальность всей ситуации здесь, в своей стране. После этого начались шаги к тому, чтобы перенять опыт европейских стран и воспроизвести в нашей стране ту модель взаимоотношений между здоровыми людьми и инвалидами, которая сложилась в европейских странах.

Насущность темы исследования имеет несколько причин:

  1. Проблема инвалидности обрела масштабные рамки. В России больше 12 млн. человек имеющих различные заболевания.
  2. Размер финансового и социального снабжения инвалидов на сегодняшний день, остается достаточно низким, вопреки тому, что, начиная с 2008 года, после запуска программы «Доступная среда» для лиц с ограниченными возможностями, государство проделало огромную работу, благодаря которой, постепенно, социальное и финансовое обеспечение инвалидов стало улучшаться.

Важным фактором социальной адаптации инвалидов в обществе, является их приспособленность к жизни в социуме здоровых людей. Данная проблема имеет особую важность, исходя из того, что с каждым годом, взгляды здоровых людей на тех, кто родились или стали инвалидами в течение жизни, стало существенно меняться (Табл.№1,№2),[1].

В России, около 10% населения, признанных инвалидами.

Таблица № 1 «Общая численность инвалидов по группам инвалидности»

(данные даны на 1 января года)

Таблица №2 «Распределение инвалидов по полу и возрасту»

(данные даны на 1 января года)

Сложность адаптационной работы с инвалидами проявляется по следующим причинам:

  1. У инвалида из-за проблем со здоровьем возникают преграды, которые приводят к снижению качества его жизни и лишают его полноценного сосуществования в обществе,
  2. Отсутствуют довольно интенсивные социальные контакты, которые приводят к торможению их интеллектуальных способностей
  3. Отсутствует доступная психологическая, правовая и информационная помощь, которые приводят к утрате или неиспользованию инвалидами тех потенциалов интеграции в общество, которыми они располагают.

В нашей стране, здоровые люди относятся к инвалидам, отталкиваясь от медицинских терминов, для которых, инвалид – это человек, который имеет ограничения, такие как: самостоятельно ходить, слышать, видеть, говорить.

Неблагоприятное социально-экономическое состояние таких людей зачастую сводится к тому, что они лишены профессиональной помощи; степень их социализации — привыкание к вынужденным условиям жизни и формирование новых навыков и умений для своей самореализации в обстоятельствах нынешнего социума. Социально-экономическое положение инвалидов (родственные отношения, образование, материальное положение, степень благоустроенности местности, где проживает инвалид, и пр.) играет немаловажную роль в акклиматизации инвалида и его социализации [3].

В этой сформировавшейся ситуации, возникла большая необходимость в разработке государством стратегии по вопросу социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, а также процессов взаимодействия органов государственной власти для поддержки людей с ограниченными возможностями здоровья.

Одно из важных условий социализации – это внедрение в сознание здоровых людей идеи равноправных возможностей для лиц с ограниченными возможностями. Процесс адаптации инвалидов к обществу имеет свои особенности, которые зависят от пола и возраста инвалида, вида патологии, особенностей его социального положения [4,5].

В России, лица с ограниченными возможностями воспринимаются обществом здоровых людей как люди, существенно отличающиеся от них в не лучшую сторону, не имеющие больших возможностей, и это порождает у здоровых людей либо неприятие инвалидов как полноправных членов социума, либо жалость по отношению к ним.

Европейский и отечественный опыт демонстрирует, что зачастую, инвалиды, даже, имея большой потенциал для оживленного участия в жизни общества и даже возможность работать, не могут их осуществить.

Наряду с этим, возникает такое понятие, как «неготовность» большинства здоровых людей к близкому контакту с инвалидами в условиях жизни, которое приводит к такой ситуации, что инвалид не имеет возможности реализоваться наравне с ними.

Существенным показателем социально-психологической адаптации инвалидов является отношение инвалидов к своей собственной жизни после перенесенного заболевания, или будучи уже рожденным с ним.

Больше половины таких людей оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное и считают свое состояние безвыходным, не имеющим перспектив.

Причём понятие удовлетворённости или неудовлетворённость жизнью в большинстве случаев, сводится к нестабильному или недостаточному финансовому состоянию инвалида, неимению возможности реализовать свои замыслы, свои способности, которые он может развить в себе, несмотря на свое заболевание, но, к сожалению, не имея материальной обеспеченности для всего этого. Чем ниже доходы инвалида, тем безнадежнее его отношение на свою жизнь и тем ниже его самомнение [5].

У инвалидов финансовое обеспечение чаще всего, гораздо ниже, чем у здоровых людей. Многие инвалиды не имеют высшего образование. Из числа инвалидов, которые трудоустроены, не все удовлетворены своей заработной платой, а те, кто не трудоустроены, вынуждены жить лишь на одну пенсию, которой не хватает для более комфортной жизни и удовлетворения своих потребностей.

Редко кто из инвалидов создают семью. У большинства лиц с ограниченными возможностями отсутствует полноценный интерес к жизни, они часто впадают в депрессию.

Удовлетворение вышеперечисленных нужд – непременное условие успешной интеграции инвалидов.

До тех пор, пока обществом не будут сделаны взвешенные шаги к сближению, социализация инвалидов к пребыванию в обществе здоровых людей, состояться не может [5].

Залог успеха социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями к полноценной жизни в современном обществе—тесное взаимоотношение инвалидов со здоровыми людьми.

 

Литература

  1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/
  2. «Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями» Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева, Институт социальной работы, М., 1996 г.
  3. Заборова Е.Н. Социологический анализ городского социального пространства // Автореф. дис. на соиск. уч. степ. докт. социол. наук. Екатеринбург, 2007. 38 с.
  4. Петрова Л.Е. К вопросу о понятии “социальное самочувствие” // Молодые социологи о социальных проблемах молодежи // Сборник тезисов и материалов студентов и аспирантов вузов Урала к X Уральским социологическим чтениям “Молодежь – будущее России”. – Екатеринбург, 2010 г. 56 с.
  5. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальное конструирование инвалидности // Социол. исслед. 2014. № 4.

References

  1. Federal’naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: – http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/
  2. «Social’naja rabota s sem’ej rebenka s ogranichennymi vozmozhnostjami» N. F. Dement’eva, G. N. Bagaeva, T. A. Isaeva, Institut social’noj raboty, M., 1996 g.
  3. Zaborova E.N. Sociologicheskij analiz gorodskogo social’nogo prostranstva // Avtoref. dis. na soisk. uch. step. dokt. sociol. nauk. Ekaterinburg, 2007. 38 s.
  4. Petrova L.E. K voprosu o ponjatii “social’noe samochuvstvie” // Molodye sociologi o social’nyh problemah molodezhi // Sbornik tezisov i materialov studentov i aspirantov vuzov Urala k X Ural’skim sociologicheskim chtenijam “Molodezh’ – budushhee Rossii”. – Ekaterinburg, 2010 g. 56 s.
  5. Jarskaja-Smirnova E.R. Social’noe konstruirovanie invalidnosti // Sociol. issled. 2014. № 4.

Источник: https://research-journal.org/social/problemy-socialnoj-adaptaciya-lic-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-sovremennom-obshhestve/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.