Социальная адаптация ребенка в обществе

Адаптация детей и подростков в социальной среде

Социальная адаптация ребенка в обществе

Адаптация детей и подростков в социальной среде

Понятие «адаптация» (от лат. слова adapto – приспособляю) – это приспособление организма к внешним условиям. В современной социальной психологии данное понятие трактуется широко. Индивид, согласно В.А.

Петровскому, изначально обладает стремлением к внутренней цели, в соответствии с которой приводится в действие все без исключения проявления его активности. Эта внутренняя цель раскрывается в понятии адаптивная направленность всех психических процессов и поведенческих актов.

Сюда входят процессы приспособления индивида к природной и социальной среде, процессы самоприспособления (саморегуляция, подчинение высших интересов низшим) и другие.

В зависимости от трактовки целей жизнедеятельности индивида выделяют следующие варианты возможной направленности адаптации:

1) гомеостатический вариант – адаптивный исход состоит в достижении равновесия;

2) гедонистический вариант – адаптивный исход состоит в наслаждении, в избегании страданий;

3) прагматический вариант – адаптивный исход состоит в практической пользе, успехе.

Все частные стремления по отношению к общей внутренней предустановленной цели оцениваются как адаптивные и неадаптивные. Понятия «адаптивность – неадаптивность» раскрываются как тенденции функционирования целеустремленной системы и определяются соответствием – несоответствием между ее целями и достигнутыми результатами.

Адаптивностьвыражается в согласовании цели и результатов усилий по её достижению.

Неадаптивность состоит в том, что между целью и результатом активности индивида складываются противоположные отношения: намерение не совпадает с деянием, замысел с выполнением, побуждение к действию – с его итогами. Идея несовпадения цели и результата является определяющей характеристикой неадаптивности.

Названные противоречия в проблеме неадаптивности неизбежны и неустранимы, но в них проявляются не только негативные тенденции, но и прогрессивные – это источник динамического существования индивида, его развития.

Так, если цель не достигнута, то это побуждает продолжать активность в данном направлении.

Неадаптивность может выступать и как дезадаптивность – в случае постоянной неудачи при попытке реализовать цель, или же при наличии двух или более равнозначимых целей.

В связи с широкой трактовкой понятия «адаптация» различают несколько ее видов: физиологическую, психофизиологическую, психическую, социальную. Применительно к процессу социальной реабилитации наибольший интерес представляют психическая, социально-психологическая и социальная адаптации.

Психическая адаптация – выражается в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

Социально-психологическая адаптация – это оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидом норм и традиций групп, вхождение в их ролевую структуру.

Социальная адаптация – это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды.

Названные типы адаптации, хотя и имеют свои специфические особенности, проявляются как единое целое, в едином процессе приспособления ребенка к новым ситуациям жизни. Процесс адаптации к окружающей социальной среде идет непрерывно. Однако его обычно связывают с кардинальными изменениями, происходящими на жизненном пути индивида.

Первые уроки приспособления к взаимодействию с людьми ребёнок получает в семье, в кругу близких для него доброжелательно настроенных родных и близких. Но социальная жизнь не ограничивается рамками семьи.

Важными ступенями для вхождения в социальную жизнь становятся дошкольное учреждение, школа, формальные и неформальные группы общения, включение в трудовую деятельность, создание семьи и многое другое.

И, каждый раз, в каждом новом объединении индивиду приходится поддерживать или приобретать заново свой социально-психологический статус.

В числе основных факторов, определяющих степень успешности вхождения ребенка в социальную среду, выступают особенности самого ребенка и особенности микросоциальной среды, в которую он включается.

К индивидуальным особенностям ребенка, от которых зависит эффективность его адаптации, относят его потребностно-мотивационную сферу (потребности, цели, мотивы, установки и т.п.

), эмоциональные и интеллектуальные свойства, а также некоторые характерологические и типологические особенности.

В зависимости от структуры потребностно-мотивационной сферы ребенка выделяют два основных типа адаптационного процесса: активный и пассивный.

Активный тип адаптации. Для него характерна целеустремленность ребенка или подростка в налаживании контактов со сверстниками или другими людьми, активный поиск товарищей на основе общих интересов. У детей этого типа временные неудачи их не разочаровывают, а побуждают к большей активности.

Пассивный тип адаптации характеризуется некритическим, конформным принятием целей и ценностных ориентаций группы.

Тип адаптации существенно сказывается на социализации ребёнка и усвоении им социального опыта.

Исходя из типологического подхода к изучению личностных особенностей, выделяют следующие типы формирования личности и взаимодействия ее с окружающей средой: гармоничный, доминирующий, чувствительный, конформный, тревожный, интровертированный и инфантильный.

Они обуславливают избирательную чувствительность к различным патогенным воздействиям и определяют эффективность адаптации ребенка к окружающей среде (Э.М. Александровская, 1987).

1. Гармоничный тип формирования личности. У детей этого типа в равной мере сформированы все личностные свойства. Они общительны, уверены в себе, успешно контролируют свое поведение, у них низкий уровень тревожности и напряженности.

Однако при всей устойчивости их личностной структуры можно неправильным воспитанием нарушить естественный процесс развития личности.

При обнаружении признаков неуверенности рекомендуется обратить внимание на микросоциальную ситуацию их появления и развития и попытаться устранить или снизить психотравмирующие факторы.

Среди детей гармоничного типа выделяется особая группа, отличающаяся повышенным уровнем возбуждения и двигательной активности. Таким детям полезна постоянная двигательная разрядка для снятия перенапряжения.

2. Социально-отриентированный тип личности. Подобно гармонич­ному типу обладает устойчивой структурой личности. Дети этого типа отличаются старательностью, добросовестностью, но их выделяет сильная зависимость от ситуации, потребности поступать согласно существующим нормам поведения. Конфликтная ситуация возникает, если они не справляются с учебной нагрузкой.

У детей данного типа страдает развитие вербального интеллекта по типу социально-педагогической запущенности, культурной задержки развития. Дети конформного типа стремятся не столько к успешному овладению учебной деятельностью, сколько к социальному поощрению их действий и поступков. Они могут быть удовлетворены низкой оценкой, если за нее не ругают.

Они доброжелательны, отзывчивы, чего требуют и от других.

3. Доминирующий тип формирования личности. Отличительная особенность – стремление к самостоятельности и независимости, самоутверждению. Большинство – мальчики. Они непоседливы, часто нарушают дисциплину, стараясь всячески привлечь внимание окружающих.

Существует два варианта доминирующего типа: к первому относятся дети, склонные к лидерству; ко второму – дети, проявляющие интровертированные черты. Они тщеславны и ждут высоких оценок своих достижений. Для детей этого типа может конфликтная ситуация возникнуть тогда, если окружающие их люди делают попытку подавить, подчинить их.

В этом случае они могут проявить агрессию, вступают в драку и другие конфликты.

4. Тревожный тип. Характерна повышенная эмоциональная неустойчивость, излишнее волнение, тревожность. Ведущая деятельность для них – общение. Психотравмирующие ситуации связаны с неудачами в учении, особенно в общении.

Эмоциональные нарушения проявляются в виде реакции тревоги и неуверенности в себе.

Повышенная тревожность и напряженность детей этого типа обусловлена чаще всего биологическими факторами – неблагополучием внутриутробного развития, последствиями инфекционных заболеваний в раннем детстве и др.

5. Интровертированный тип. Особенности этого типа – направленность на познавательную деятельность. Их отличает высокий уровень интеллекта, но они замкнуты, малообщительны, вследствие чего проявляют повышенную возбудимость, тревожность и напряженность.

Для них мало приемлемы коллективные формы работы. По уровню активности детей этого типа делят на две подгруппы: активную и пассивную. Пассивный вариант – характерны рассеянность, уход в себя. Для активного – повышенная возбудимость, иногда проявляются агрессивные формы поведения.

У таких детей недостаточный самоконтроль может снижать продуктивность деятельности. Способ реагирования на конфликты зависит от уровня активности.

Для пассивного варианта характерна, как правило, – самоизоляция, для активного – реакция протеста, агрессия по отношению к окружающим, иногда подчеркивание неадекватной собственной непогрешимости.

Микросоциальная среда, в которую адаптируется индивид, в качественном отношении исключительно разнообразна. Она может выступать для него как чуждая и близкая, благожелательная или агрессивная, благоприятная или неблагоприятная.

При вхождении ребенка или подростка в благоприятную среду создаются определенные предпосылки для реализации социальных потребностей: каждый с учетом своих индивидуальных особенностей находит для себя общие интересы, близких товарищей, приобретается определенный социально-психологический статус.

У детей, имеющих те или иные жизненные ограничения, из-за дефектов развития затруднено взаимодействие в социальной среде, ограничена возможность адекватного реагирования, они испытывают трудности в достижении целей в рамках существующих норм.

Эти трудности особенно заметными становятся в те моменты жизни, когда возникает необходимость изменения привычных стереотипов адаптивного поведения.

Наиболее острым для ребенка с ограниченными возможностями периодом становится, например, начало обучения в общеобразовательной или специальной школе, когда ему необходимо проявить способности к обучению и общению.

В числе других причин, затрудняющих реализацию его социальных потребностей, могут быть:

– нарушения интеллектуальных функций, асинхрония их формирования (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, 1971);

– нарушения в поведении, связанные с повышенной потребностью ребёнка в движениях и неумением их контролировать.

– различные нейродинамические нарушения. Чаще всего их последствия проявляются в виде синдрома гипервозбудимости или психомоторной заторможенности, и в форме нестабильности психических процессов (эмоциональной неустойчивости).

– личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития (умение контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения, способность определять для себя оптимальную позицию в отношении с ними), а также интегрированные личностные образования – самооценка и уровень притязаний.

Важным аспектом социально-психологической адаптации является принятие ребенком или подростком социальной роли в той микросреде, в которой он адаптируется.

Роль в социальной психологии определяется как социальная функция личности в системе межличностных отношений.

Индивидуальное исполнение роли человеком имеет определенную личностную окраску, зависящую от знаний и умений находиться в данной роли, от ее значимости для него, от стремления больше или меньше соответствовать ожиданиям окружающих.

Диапазон и количество ролей определяется многообразием групп, видов деятельности и отношений, куда включен ребенок. В этой связи различаются:

1) Роли социальные, обусловленные местом ребенка в социальных отношениях. Например, для родителей ребенок – сын или дочь; для педагогов – воспитанник, ученик; для сверстников – товарищ, одноклассник и т.д.

2) Роли межличностные, определяющиеся местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, отверженный и т.д.)

Выделяются также роли активные, исполняемые в данный момент, и латентные, проявляющиеся в той или иной ситуации; роли официальные – с выполнением обязанностей в группах, куда входит субъект, и роли неофициальные, связанные со стихийно возникающими отношениями и видами деятельности.

Эффективность адаптации существенно зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи: искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям адаптации, крайним выражением которого считается аутизм.

Учитывая, что в основе социально-психологической дезадаптации и симптомов психического дизонтогенеза детей лежат общие биологические и социальные причины, их психолого-педагогическая коррекция и профилактика должны включать комплекс целенаправленных воздействий, ориентированных как на семью, так и на лечение и профилактику соматических расстройств, коррекцию интеллектуальных, эмоциональных и личностных нарушений, создание благоприятного климата в группах детей и нормализацию межличностных отношений.

Источник: https://infourok.ru/adaptaciya-detey-i-podrostkov-v-socialnoy-srede-3608736.html

Образовательный портал

Социальная адаптация ребенка в обществе

Петрова Светлана Тадеушевна,
старший воспитатель ГБДОУ №104
Невский район, Санкт-Петербурга

 Социализацияпредставляет собой комплекс социальных и психических процессов, благодаря которым происходит усвоение человеком знаний, норм и ценностей, определяющих его как полноправного члена общества. Это непрерывный процесс и необходимое условие оптимальной жизнедеятельности личности. Процесс социализации начинается с появлением человека на свет и продолжается вплоть до конца его жизни.

Приход в детский сад  коренным  образом  меняет  положение ребенка.

Вся его жизнь, поступки, отношения  со сверстниками и с взрослыми  рассматриваются теперь  через призму  норм,  моралей, обязанностей.

У ребенка в процессе социализации складывается определенная модель мира, система социальных представлений и обобщенных образов, например, образ Родины, образ хорошей семьи, образ счастливой жизни.

     Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Поэтому темпы адаптации у разных детей будут различны.

     В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками особенно важно для закладывания характера, формирования личности.

В этом сложном процессе становления человека и его социализации немало зависит от того, как ребенок в первые годы жизни адаптируется в мире людей (взрослых и сверстников), в образовательных детских дошкольных учреждениях, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

  Часто приходя в новый коллектив людям нужно некоторое время, чтобы привыкнуть – адаптироваться.

Детям не только нужно адаптироваться, но и научиться жить в коллективе, кроме того социальное окружение (детский коллектив, взрослые) тоже должны адаптироваться к индивидуальным особенностям ребёнка, иными словами социальная адаптация это сложенная работа личности, среды, сверстников, и родителей.

Особого внимания требуют дошкольники, так как именно в этом возрасте происходит первичная ориентация всей будущей жизни, закладываются духовно-нравственные основы личности, формируется первый неоценимый опыт взаимодействия с обществом. Именно этот возраст является главным для формирования и развития большинства жизненно важных психических образований. В дошкольном возрасте перестраивается вся мотивационно-потребительская сфера человека. Ошибки и просчёты в воспитании, допущенные в этом возрасте, могут нанести непоправимый вред личности ребёнка.

Социальная адаптация– это вхождение ребенка в коллектив сверстников, принятие норм, правил поведения, существующие в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Причины, приводящие к нарушению социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста:

1. Заболевания, нарушающие работу нервной системы. Например, при СДВГ дети невнимательны, импульсивны, слишком активны, что является причиной отвержения их окружающими; атопический дерматит и бронхиальная астма изменяют общий нервный фон: такие дети более капризны, плаксивы, несдержанные.

2. Особенности эмоционально-волевой сферы, среди которых можно выделить повышенный уровень тревожности, агрессии, медлительность, застенчивость.

3. Несформированность коммуникативных умений, трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Именно этот фактор чаще всего является причиной нарушения социальной адаптации.

4. Неумение самостоятельно разрешать конфликтные ситуации: нетерпимость к сопротивлению со стороны партнеров по деятельности, уход от ситуации и т. д.

     Решению задач социальной адаптации помогает раздел  ФГОС социально-коммуникативное развитие для детей дошкольного возраста. Оно  включает в себя следующие параметры:

·        уровень сформированности чувства принадлежности к своей семье, уважительного отношения к окружающим;

·        уровень развития общения ребенка со взрослыми и сверстниками;

·        уровень готовности ребенка к совместной деятельности со сверстниками;

·        уровень усвоения социальных норм и правил, нравственное развитие ребенка; уровень развития целенаправленности и самостоятельности;

·        уровень формирования позитивных установок по отношению к труду и творчеству;

·        уровень формирования знаний в области безопасности жизнедеятельности (в различных социально-бытовых и природных условиях);

·        уровень интеллектуального развития (в социальной и эмоциональной сфере) и развитие эмпатийной сферы (отзывчивость, сострадание).

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительное отношение к детскому саду. Чтобы облегчить ребенку адаптацию в детском коллективе, необходимо обращать внимание на развитие его коммуникативных навыков задолго до поступления в детский сад.

Развитие навыков общения с детьми

·        Способствовать его контактам с детьми во дворе и дома.

·        Стараться не вмешиваться в его общение с другими детьми (по крайней мере, пока нет открытого конфликта).

·        Создавать ему время от времени своего рода безопасные трудности. Например, иногда над ребенком можно подтрунивать – добродушно. Необходимо научить малыша не пасовать перед проблемами, не бежать сразу за помощью, но и не отвечать на обиду агрессией.

Развитие навыков общения со взрослыми

·        Подробности прогулки или поездки с кем-то из родителей непременно обсуждать дома (попросить ребенка рассказать другому родителю о прогулке).

·        Вводить запреты и правила, начиная с конца первого года жизни.

·        Не отгораживать ребенка от реальной жизни. Развивать его устойчивость к стресс-факторам, случающимся в повседневной жизни, способствовать формированию уверенности в себе.

·        Научить ребенка говорить “нет”, особенно тем взрослым, которые предлагают ему неприемлемые для него вещи.

·        Для безопасности ребенка важно научить его не идти за незнакомыми взрослыми и сообщать родителю о любом случае, когда кто-то его просит о чем-то “папе с мамой не говорить” – за этой просьбой может скрываться опасность.

·         И сверстникам, которые могут его подбивать на какой-нибудь неблаговидный поступок, тоже нужно уметь отказать.

В дошкольном возрасте должны быть сформированы так называемые внутренние этические инстанции, т. е. ребёнок должен усвоить, что такое хорошо, а что такое плохо. Для усвоения понятий «добро» и «зло» ребёнок должен видеть их проявления в том социальном окружении, где он находится, и не просто видеть, а научиться их различать.

В современном мире современные дети постепенно теряют ориентиры, мир, где иногда происходит открытая инверсия: подмена добра злом. Такие социальные «предложения» мешают ребёнку различать чёрное и белое, потребное и непотребное, а значит, ему трудно будет ориентироваться в мире.

Часто это проявляется в форме отождествления себя с отрицательным персонажем, который кажется ребёнку привлекательным.  Для ребенка новая социальная среда,  несомненно, является  неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Правильное и всестороннее воспитание служит фундаментом успешной и насыщенной жизни в социуме, гарантирует социальную активность в будущем каждого ребёнка, а значит, и развитие общества в целом.

А поскольку игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому использование игры в целях социальной адаптации ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации, как члена общества, и будет способом решения этой задачи.

Игра издавна славится своими воспитательными особенностями. Г.В.

Плеханов считал, что игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни в этом обществе и как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми.

     Самым эффективным способом  социализации детей в детском коллективе  являются коммуникативные игры. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

Цели и задачи:

– чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров;

– умение устанавливать  доброжелательные отношения, замечать положительные качества других  и выражать это словами, делать комплименты;

– умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом;

– развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия;

– создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

·        С помощью этих игр у детей:

·        Снимаются телесные зажимы;

·        Происходит эмоциональная разрядка;

·         Развиваются воображение, мимика и жестикуляция;

·        Активизируется внимание;

·        Проявляются навыки правил поведения;

·        Повышается самооценка.

Ниже представлены некоторые из игр, развивающих коммуникативные навыки:

 Игра «Вежливые слова» учит уважению и вежливости. Дети становятся в круг и бросают друг другу мяч, произнося вежливые слова приветствия, извинения, прощания или благодарности;

Игра «Подарок на всех»развивает умение дружить, понимать и радовать других. Детям по очереди дается задание: «Если ты вдруг стал волшебником, что ты всем нам подаришь?» В конце игры провести конкурс, чей подарок самый лучший;

Игра «Волшебный букет цветов»учит замечать положительные качества других детей, делать комплименты, быть внимательным, развивает доброжелательные отношения. На полу расстелить кусок зеленой ткани. Это лужайка.

Чего на ней не хватает? Цветов. Нужно украсить эту полянку цветами из лепестков, каждый лепесток – это комплимент, доброе и нежное слово любому малышу.

Таким образом, взрослый подводит к мысли, что нужно быть добрым и внимательным к окружающим и украшать жизнь хорошими словами;

Ситуации – коммуникативныеигры для детей, которые способствуют умению выражать свои мысли, вступать в разговор, обмениваться чувствами и переживаниями.

Детям предлагается разыгрывание различных ситуаций: познакомься с незнакомыми детьми, помири поссорившихся мальчиков, пожалей брошенного котенка, успокой плачущего ребенка, попроси понравившуюся тебе игрушку, поговори с кем-то по телефону и т.д.

; Игра «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся». В этой игре развивается умение понимать другого человека и способность выражать свои чувства.

Дети разбиваются на пары, садятся напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки, закрывают глаза, а затем выполняют команды воспитателя: руки находят руки напарника, руки знакомятся, руки узнают друг друга, руки ссорятся, руки мирятся, руки расстаются друзьями.

Игра «Клеевой ручеёк» развивается умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

Игра «Слепец и поводырь» развивается умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению. Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”.

Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями.

Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”. По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

Игра «Коврик примирения»направлена на  развитие коммуникативных навыков и умение разрешать конфликты. Придя с прогулки, воспитатель сообщает  детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице.

Приглашает противников  присесть  друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении  «Как поделить игрушку».

Игра «Закорючка»развивает уважение в общении. Уметь учитывать интересы других детей. Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения.

Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение.

Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры.

Во многом  успех социальной адаптации детей дошкольного возраста зависти от компетентности воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Воспитатель служит для них эталоном.

Поэтому для повышения уровня нравственности, воспитатель сам должен соответствовать этому эталону. Он открывает дошкольнику мир социальных взаимоотношений, правил поведения в обществе.

Если воспитатель будет служить образцом нравственности, правильно оценивать поступки детей, переводить знания о нормах морали в практические умения, то развитие дошкольника будет стремительно расти.

И не маловажным условием на успешную адаптацию ребёнка к новым условиям жизни в детском коллективе, является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция и родителей, и педагогов, что имеет прямое положительное влияние.

You have no rights to post comments

Источник: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/9291-sotsialnaya-adaptatsiya-detej-doshkolnogo-vozrasta-problemy-i-resheniya.html

Создание условий для успешной социальной адаптации подростков в среде сверстников

Социальная адаптация ребенка в обществе

Социальная адаптация личности является значимой проблемой на протяжении всего развития общества, так как человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидов.

Современное общество очень динамично: меняются экономическая и политическая ситуации, меняются ценности, на основе которых люди выстраивают отношения друг с другом.

Поэтому вопрос социальной адаптации личности и в наше время остается особо актуальным.

Социализация подростков

Первостепенное значение этот процесс приобретает в подростковом возрасте, когда происходит активная социализация ребенка.

В этот период идет расширение круга общения, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения приемлемых в социальном окружении ребенка и в обществе в целом.

В сфере сознания формируется самооценка, образ «собственного Я», идет осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли.

Ведущим видом деятельности подростка, как известно, является общение со сверстниками. Поэтому для этой возрастной группы детей особенно актуальной является социализация в сфере общения со сверстниками и осознание своей принадлежности к референтной группе.

Для подростка резко возрастает значение коллективных отношений, расположение к нему товарищей, их оценка его поступков. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности.

Если ребенок не может найти системы удовлетворяющего его общения, он «уходит» из этой системы, чаще психологически, а иногда и буквально.

Это является проявлением социально-психологической дезадаптации, признаками которой считаются повышенная тревожность и неуверенность личности в себе, агрессивность и чувство малоценности, чрезмерное увлечение курением, компьютерами, длительные внутриличностные и межличностные конфликты.

В области социально-психологической адаптации подростков и собственный опыт работы, нами выделено несколько признаков успешной социализации подростка в среде сверстников. Такой ребенок:

– находится в референтной группе и удовлетворен ею. Нормы и ценности данной группы играют решающую роль в его социализации, в усвоении им определенного социального опыта;

– имеет возможность реализовать и выразить себя в общегрупповой деятельности, которая одобряется членами группы и другими окружающими его людьми (соседи, учителя, сверстники и так далее);

– имеет признание и высокий статус в группе, способен считаться с «коллективными интересами», уважает нормы коллективной жизни;

– способен устанавливать длительные межличностные контакты с различными людьми, проявлять к ним внимательное отношение;

– имеет адекватное возрасту представление о самом себе, о своих способностях, умеет оценить результаты своей деятельности;

– имеет широкий выбор вариантов поведения, направленных на удовлетворение своих потребностей;

– способен конструктивно реагировать на сложную конфликтную ситуацию, владеет эффективными способами психологической защиты.

Социализация подростка, усвоение им социального опыта протекает по мере все более активного его включения в многоплановые и разносторонние отношения со сверстниками, по мере расширения его многообразных связей с окружающим миром.

Когда подросток овладел различными способами взаимодействия с подростковой средой, научился успешно удовлетворять свои потребности, не причиняя вреда себе и другим, тогда можно с уверенностью говорить о том, что он успешно социализировался.

В результате многолетней консультативной деятельности нами выявлено, что основной проблемой, волнующей родителей детей 9-12 лет, является проблема взаимодействия ребенка со сверстниками. Родители беспокоятся, что их детей не принимают одноклассники, им трудно найти друзей, подростки часто страдают от насмешек со стороны сверстников.

Обобщая опыт взаимодействия с такими подростками, психологами учреждения выявлено несколько неконструктивных стилей поведения, которые дети 9-12 лет используют для решения проблем, возникающих в процессе их взаимодействия со сверстниками:

Уход от общения. Отсутствие полноценного общения у детей приводит к тому, что ребята начинают замыкаться в себе, «прячутся» в социальных сетях и компьютерных играх.

Виртуальные средства коммуникации часто становятся заменой живого человеческого общения. Такой способ общения очень специфичен, он лишен обратной связи и фактически исключает взаимодействие.

Пребывая в иллюзиях виртуальной дружбы, ребенок так и не приобретает реальные навыки общения.

Другим вариантом ухода от взаимодействия со сверстниками является замкнутость подростка на общении с взрослыми внутри семьи. В этом случае влияние семьи не заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником норм поведения и получения определенного статуса.

Ребенок вместо вхождения в группу сверстников продолжает находиться под родительской опекой.

Вследствие этого у подростка не возникает «чувство взрослости», которое возрастной психологией считается основным новообразованием подросткового возраста, свидетельствующего об отделении подростка, как от мира детства, так и от мира взрослых.

Агрессивный стиль поведения или демонстративное «клоунское» поведение.

Оскорбления, клички, невербальные проявления агрессии, игра на публику становятся для подростка способами, помогающими завладеть вниманием группы, стать популярным. К тому же у детей к этому возрасту еще не сформировано умение эффективно реагировать на проявление агрессии со стороны сверстников. Отсюда рождаются взаимные оскорбления и другие ответные агрессивные реакции.

Зависимое поведение, «позиция жертвы».

Такие дети готовы на все, чтобы их приняли в компанию. Они во всем подражают лидеру, стараются ему угодить, в результате оставаясь покинутыми или отвергнутыми. Эта категория подростков часто становится объектом для насмешек и оскорблений со стороны сверстников.

Коррекция неконструктивных стилей поведения возможна при создании специальных условий, способствующих социализации подростков. Такие условия специалисты учреждения формируют в процессе индивидуальной, семейной и групповой психокоррекции.

В рамках индивидуальных консультаций совместно с родителями и детьми анализируется поведение подростка и выявляются причины, возникающих проблем. При необходимости проводится коррекция детско-родительских отношений. Если причины трудностей подростка лежат вне семьи, разрабатываются новые эффективные стратегии поведения ребенка в детском коллективе, с учетом его личностных особенностей.

На следующем этапе отрабатываются новые стратегии поведения у детей в режиме группового тренинга, по разработанной в учреждении программе «Учимся дружить». Эти занятия создают условия для социальной адаптации подростков в среде сверстников через обучение их навыкам общения.

У детей в безопасной, специально сформированной обстановке есть возможность получить информацию о своих способах взаимодействия с окружающими, преодолеть барьеры в общении, стать более уверенными. Особое место в тренинге уделяется анализу качеств, мешающих и помогающих дружбе, обучению новым формам установления контактов.

Очень полезным, по мнению детей, является обсуждение конструктивных способов психологической защиты в ситуациях агрессивного давления со стороны сверстников.

На протяжении всех занятий специалисты работают на повышение самооценки ребят, развивают у них умение видеть в окружающих позитивные черты, делать комплименты друг другу. В группе активно расширяем игровой репертуар подростков, что является особо ценным для развития у них дальнейших коммуникативных связей.

Родители подростков, анализируя итоги тренинга, отмечают, что у детей расширился круг межличностных контактов с различными людьми, улучшилось качество взаимоотношений со сверстниками, изменилось их поведение в сложных, конфликтных ситуациях.

Появление признаков успешной социализации в поведении подростков доказывает эффективность построенной в учреждении пошаговой работы с подростками, их семьями и подростковыми группами.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5e78d05cd213a004a2163c56/sozdanie-uslovii-dlia-uspeshnoi-socialnoi-adaptacii-podrostkov-v-srede-sverstnikov-5e78e86e82e3fa337a443d82

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.