Социальная денежная льгота

Содержание

Кто может стать льготником. Виды социальных льгот

Социальная денежная льгота

Преференции государства тем соотечественникам, которые оказались в трудной ситуации и нуждаются в поддержке, называются социальными льготами.

Оказываем юридическую помощь. Звоните

Источник: https://pravovoi.center/lgoty/kto-mozhet-stat-lgotnikom-vidy-sotsialnyh-lgot.html

Выплаты и льготы федеральным льготникам

Социальная денежная льгота

Это инвалиды I, II, III группы, дети-инвалиды, участники и инвалиды войны, ветераны боевых действий, члены семей погибших военнослужащих, граждане, пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф. Основная категория федеральных льготников – это инвалиды I, II, III группы.

Почему эти категории граждан называются федеральными льготниками и чем они отличаются от льготников региональных?

«Федеральными» они называются потому, что средства на предоставление мер государственной социальной поддержки для них поступают напрямую из федерального бюджета.

Льготы для определенных категорий, таких как, ветераны труда, реабилитированные, труженики тыла и некоторые другие, финансируются за счет местного краевого бюджета, поэтому таких льготников называют «региональными».

Так что различие в источнике финансирования.

Деление такое произошло в 2005 году, когда полномочия по мерам социальной поддержки были распределены между федерацией и субъектами.

Ежемесячная денежная выплата является результатом так называемой монетизации льгот. Почему этим занимается Пенсионный фонд, ведь эти льготы никакого отношения к пенсиям не имеют?

Действительно, ежемесячная денежная выплата, которая осуществляется федеральным льготникам, – это результат так называемой монетизации, которая была проведена с 2005 года.

Пенсионный фонд в этом процессе определен Правительством РФ как орган, уполномоченный вести учет граждан, которым полагаются меры государственной социальной поддержки за счет федерального бюджета.

Он назначает ежемесячные денежные выплаты и организует их доставку до получателя вместе с пенсией.

Предоставление льгот в натуральной форме, для которых этот формат по выбору льготника возможен (лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту лечения), осуществляют другие уполномоченные органы: здравоохранение, фонд социального страхования.

Какие именно льготы монетизировали федеральным льготникам?

Денежной компенсацией были заменены все льготы, которые ранее предоставлялись натурально. Возьмем, к примеру, инвалидов.

До 2005 года они могли бесплатно ездить в городском транспорте, получить 50-процентную скидку при оплате телефона, бесплатно, в порядке очередности, установить зубные протезы или съездить в санаторий и др.

Так вот, с 1 января 2005 года все эти льготы были заменены ежемесячной денежной выплатой, получив которую льготник должен самостоятельно оплачивать услуги.

Но здесь важно отметить, что часть льгот безвозвратно заменена денежной компенсацией, то есть льготник не может выбрать, получать ли эти услуги натурально или в денежной форме.

К ним, в частности, относятся льготы по оплате телефона, коллективной антенны, проезду в общественном городском транспорте и зубопротезированию. А часть льгот по выбору получателя может предоставляться либо натурально, либо в денежной форме.

Это так называемый набор социальных услуг (НСУ), куда входит лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение, проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также проезд к месту лечения и обратно. Причем именно для этих льгот законодателем определен денежный эквивалент.

Почему? Чтобы в случае, когда гражданин отказывается от получения этих льгот в натуральной форме, знать, сколько ему компенсировать в деньгах.

Получается, что льготы по зубопротезированию, оплате телефона, антенны и по проезду в общественном транспорте в натуральном виде получить нельзя?

Нет, эти льготы монетизированы, и замена их на натуральную форму не предусмотрена законодательством.

Сколько в ежемесячной денежной выплате приходится на проезд в общественном транспорте?

Только вот прямого и однозначного ответа на него дать невозможно, поскольку в законодательстве не определен денежный эквивалент тех льгот, которые однозначно заменены денежной выплатой.

Как я уже сказала, денежный эквивалент установлен законом только для тех льгот, которые по выбору могут предоставляться либо натурально, либо деньгами.

А вот для тех, что только деньгами, законодатель не расшифровывает.

Но, зная, какие льготы монетизированы, можно примерно (условно, приблизительно) распределить эту сумму.

Для примера возьмём инвалида II группы. Для этой категории ежемесячная денежная выплата c 01.02.2020 г. предусмотрена в размере 2782,67 руб., распределяется она следующим образом:

ЕДВСумма (руб.)2782,67 руб.Какие льготыКак можно получать
денежная выплата1627,61– зубопротезирование,– оплата телефона,– оплата антенны,– проезд в общественном транспортеТолько денежной выплатой. Нельзя заменить на натуральную форму
набор социальных услуг1155,06– лекарственное обеспечение (889,66 руб.)– санаторно-курортное лечение (137,63 руб.),– проезд к месту лечения и обратно, проезд на пригородном железнодорожном транспорте (127,77 руб.)Можно получать либо деньгами, либо в натуральной форме

Из таблицы видно, что на четыре льготы (однозначно замененных деньгами) приходится 1627,61 руб. Если из этой суммы вычесть стоимость льгот по телефону и антенне (50% телефон, максимально 206 руб., это если тариф безлимитный за 516 руб.

, антенна – около 100 руб.), остается 1321,61 руб. (1627,61 – 206 – 100) на проезд и зубопротезирование. Зубопротезирование сложно просчитать и вычесть, услуга, конечно, дорогостоящая, но и пользуются ею не каждый месяц и даже не каждый год.

Вот такой примерный (условный) подсчет.

Получается, что те граждане, которые относятся к федеральным льготникам, уже с 2005 года получают денежную компенсацию за проезд в общественном транспорте, тогда как региональным льготникам эту монетизацию провели лишь в ноябре 2015 года?

Получается, что так. Льгота по оплате проезда в общественном транспорте для федеральных льготников была монетизирована и предоставляется в виде ежемесячной денежной выплаты.

Может ли человек получать льготы и федеральные, и региональные?

Одновременно это невозможно. Если гражданин имеет право на льготы по нескольким основаниям, например, как инвалид и как ветеран труда, то по его выбору предоставляются льготы только по одному основанию, то, что для человека выгоднее.

Гражданин не может часть льгот взять как инвалид, а часть – как ветеран труда, он выбирает категорию и пользуется всем комплексом мер, предусмотренным для данной категории.

Почему подать заявление на изменение формы получения набора социальных услуг можно только раз в год до 1 октября и почему это решение будет реализовано только со следующего года?

Ежемесячная денежная выплата, включая набор социальных услуг, финансируется из средств федерального бюджета. Работа по его формированию на следующий финансовый год начинается к 1 октября.

Данные о федеральных льготниках, о тех, кто выбрал натуральную форму, или, наоборот, отказался от нее, нужны Правительству РФ, чтобы правильно заложить средства в бюджет.

Именно поэтому выбор делается до 1 октября, а начинает действовать только со следующего года, уже после того как федеральный бюджет утвержден и средства выделены соответствующим ведомствам.

Источник: https://DoorinWorld.ru/stati/vyplaty-i-lgoty-federalnym-lgotnikam

Кто может воспользоваться монетизацией льгот в 2020 году?

Социальная денежная льгота

Незащищенным и особо заслуженным гражданам России положен широкий перечень государственных льгот.

Но часто случается так, что льготник не имеет возможности воспользоваться предоставленной привилегией по причине ограниченной подвижности или проживания в отдаленном населенном пункте.

В таких случаях становится актуальной монетизация льгот, позволяющая заменить социальные услуги денежной компенсацией.

Закон о монетизации

Монетизация льгот – это процедура, предусматривающая отказ от льготы в натуральном выражении в пользу эквивалентной ей денежной суммы. Введена она была в процессе проведения социально-экономической реформы 2004 года.

На тот момент стало ясно, что унаследованная от СССР система льгот является непомерным бременем для федерального бюджета.

Ситуация осложнялась также и наличием большого количества связанных с льготной системой проблем:

  1. коррупцией, по причине которой привилегиями пользовались не реальные льготники, а купившие себе статус лица;
  2. хищением бюджетных средств – например, активно развивался теневой бизнес по реализации государственных лекарств, которые так и не доходили до нуждающихся в них граждан;
  3. убытками муниципального транспорта (большое количество льготников, в том числе получивших свое право незаконно, привело к тому, что практически половина билетов не оплачивалась);
  4. несправедливостью по отношению к деревенским жителям, которые лишены возможности реализовать свое право на льготы в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры.

Для исправления сложившейся ситуации 22 августа 2004 года был принят закон №122-ФЗ, получивший народное название «закон о монетизации». Официальное название документа состоит из 55 слов и в обиходе практически не используется.

Закон внес следующие существенные изменения в существующий на тот момент порядок.

  1. Льготники были поделены на федеральных и региональных. Соответственно, и помощь им оказывалась из того бюджета, за которым они были закреплены. Так, привилегии для ветеранов труда и пенсионеров теперь стали устанавливаться региональными властями, что по факту привело к потере ими большей части социальных выгод.
  2. Ряд федеральных льгот был заменен денежной компенсацией.
  3. Регионам предоставили выбор способа предоставления льгот – натуральный или денежный. Но при принятии второго варианта субъектам обеспечивались дотации в размере 40% от общего бюджета на выплату компенсаций.

Общество отрицательно отреагировало на введение подобных мер, что выразилось в серии протестов по всей стране.

Обостряло ситуацию то, что в первые годы монетизации льготнику не предоставлялся выбор между натуральной и денежной формами получения государственной помощи. Льготы в обязательном порядке подлежали замене денежной компенсацией.

С тех пор прошло более 13 лет, и отношение к монетизации изменилось в лучшую сторону, так как многие льготники оценили преимущества такого способа получения господдержки.

Перечень подлежащих монетизации льгот

Монетизации подлежат льготы из так называемого набора социальных услуг (далее НСУ), предусмотренного законом №178-ФЗ от 17.07.1999 г. «О гос. социальной помощи».

Статья 6.2 закона устанавливает следующий состав НСУ.

  1. Обеспечение бесплатными медицинскими препаратами и изделиями по рецепту врача. Детям-инвалидам дополнительно полагается специализированное лечебное питание.
  2. Предоставление бесплатных путевок в санаторно-курортные учреждения.
  3. Льготный проезд до места лечения на железнодорожном пригородном и международном транспорте в обе стороны.

Несовершеннолетние инвалиды, а также лица с 1 группой инвалидности в рамках НСУ получают дополнительные путевки в санаторий и оплату дороги в обе стороны для сопровождающего лица.

Кто вправе монетизировать льготы?

Гарантированно отказаться от социального пакета в пользу денег могут федеральные получатели НСУ. Их перечень закреплен ст. 6.1 закона №178-ФЗ и представлен следующими категориями граждан:

  • инвалидами войны;
  • участниками ВОВ;
  • участниками боевых действий на территории Афганистана, Чечни и других иностранных государств;
  • блокадниками Ленинграда;
  • лицами, имеющими стаж работы на военных объектах в период ВОВ;
  • гражданами, проходившими военную службу в годы ВОВ, но не участвовавшими в боевых действиях;
  • членами семей погибших участников ВОВ и иных боевых действий;
  • инвалидами, в том числе несовершеннолетними.

Региональным льготникам возможность заменить привилегии денежной компенсацией предоставляется в зависимости от политики местных властей. В большинстве субъектов РФ принята смешанная схема, при которой монетизировать можно только определенные виды льгот. Чаще всего денежные компенсации назначаются за право бесплатного пользования местным общественным транспортом.

Перечни региональных льготников могут различаться, но, как правило, в них попадают:

  • ветераны труда;
  • дети-сироты;
  • многодетные семьи;
  • пенсионеры;
  • лица, пострадавшие от радиации;
  • малоимущие граждане;
  • врачи и учителя из сельской местности.

Региональных льготников не всегда наделяют правом выбора между натуральной и денежной формой предоставления госпомощи. Например, для ветеранов труда ряд льгот заменен фиксированной денежной выплатой.

Оформление денежной компенсации

Федеральным льготникам для отказа от натуральной помощи в пользу денежных выплат необходимо посетить отделение ПФР по месту жительства. Помимо заявления, туда необходимо подать:

  • паспорт;
  • документ, подтверждающий право на НСУ (справку об инвалидности, ветеранское удостоверение и т. п.);
  • справку от ПФР о наличии права на льготы (если она получалась ранее).

В заявлении нужно подробно расписать, от каких услуг социального пакета вы отказываетесь.

Совет

При желании можно оставить за собой часть льгот, а от тех, в которых нет необходимости, отказаться. Например, если необходимых вам медикаментов нет в федеральном перечне, вы можете подать отказ от льгот на лекарства, но сохранить право на санаторно-курортное лечение и компенсацию проезда до места отдыха.

Заявление о назначении выплат со следующего года должно быть подано до 1 октября текущего года. То есть начать получать компенсацию в 2020 году уже не получится, оформить ее можно только уже на 2020 год.

Такой строгий подход к соблюдению сроков объясняется тем, что в 4 квартале закладывают бюджет на выплаты будущего года, и его размер зависит от количества отказавшихся от льгот граждан.

При опоздании с подачей заявления следующая возможность монетизировать льготы представится почти через год.

Направить документы в ПФР можно и через многофункциональный центр. Лица, которые не в состоянии лично посетить госучреждения, могут подать заявление через законного представителя, на которого выписана нотариально заверенная доверенность.

Размер выплат

Денежная компенсация НСУ подлежит индексации с 1 февраля каждого года. Ее последняя величина установлена постановлением Правительства №74 от 26.01.2018 года и составляет 1075,19 рублей. В состав выплаты входит:

  • 828,14 рублей за медикаменты;
  • 128,11 рублей за путевки в санаторий;
  • 118,94 рублей за компенсацию проезда до мест отдыха.

Федеральным льготникам выплата ежемесячно перечисляется вместе с ЕДВ. Если какие-то льготы были сохранены, выплата уменьшается на соответствующую им сумму.

Размеры региональных компенсаций устанавливаются властями субъектов РФ. Например, пенсионерам Московской области раз в год выплачивают 1000 рублей в качестве компенсации проезда в столицу.

Во многих регионах предоставляется фиксированная выплата за проезд в городском транспорте, размер которой варьируется в пределах 400-700 рублей.

О местных льготах и компенсациях можно узнать в территориальных органах соц. защиты.

Как заменить льготы на денежные выплаты пенсионерам?

Достижение пенсионного возраста не является основанием для назначения выплат на федеральном уровне. Получить компенсацию за льготные лекарства, путевки в санаторий и проезд пенсионер может только при наличии дополнительных факторов, дающих право на пользование НСУ (инвалидность, участие в боевых действиях и пр).

Определенные категории пенсионеров также могут претендовать на компенсацию услуг ЖКХ. Данный вид льгот монетизирован по всей стране.

Порядок выплаты компенсации таков: получатель льготы оплачивает коммунальные услуги в полном объеме, после чего государство возвращает на его банковский счет от 50% совершенного платежа.

Такие выплаты в 2020 году предоставляются инвалидам, ветеранам труда, участникам ВОВ и других военных кампаний, чернобыльцам и имеющим государственные награды гражданам.

Пенсионеры, не имеющие дополнительных льготных оснований, могут рассчитывать только на компенсации по капитальному ремонту:

  • после 70 лет – в размере 50%;
  • после 80 лет – в размере 100%.

На уровне субъектов РФ пенсионерам со званием ветерана труда выплачивается ежемесячная компенсация, размер которой в среднем по стране составляет 600 рублей. Состав дополнительных выплат может различаться в зависимости от региона. Это могут быть компенсации проезда в городском транспорте, услуг телефонной связи и т. п.

Закон о монетизации льгот в свое время вызвал бурный протест со стороны льготников, но сегодня многие добровольно отказываются от натуральной помощи в пользу денежных выплат.

Это сельские жители, лица, не нуждающиеся в медикаментах, а также те, кто по состоянию здоровья не может отправиться в поездку.

Таким гражданам выгоднее получить компенсацию, пусть и в очень скромном размере, чем сохранять льготу, которой они все равно не имеют возможности воспользоваться.

Источник: https://subsived.ru/lgoty/monetizatsiya-lgot

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.