Социальная норма 300 квт электроэнергии

Социальная норма энергопотребления

Социальная норма 300 квт электроэнергии

С 1 июля 2020 года Правительство вводит соц. норму на электричество для населения.

По мнению Минэнерго, установленная социальная норма потребления электроэнергии 300 кВт*ч станет щадящим вариантом для малообеспеченных семей.

Причины введения нормы

Что такое социальная норма потребления электроэнергии? Это фиксированный объем потребления электричества, который используется для расчета платы за услугу. Устанавливается для всех слоев населения одинаковым, и применяется только для коммунальных и бытовых нужд.

В настоящее время все граждане РФ оплачивают электроэнергию по одинаковым тарифам, в независимости от уровня потребления.

Льготные тарифы для малообеспеченных семей или для сельской местности рассчитываются по ставкам ниже себестоимости. Однако обеспеченные люди, потребляющие электричество в повышенном объеме, производят оплату по тем же тарифам. В итоге государство помогает зажиточным гражданам больше, чем малообеспеченным группам лиц.

Социальная норма позволит более справедливо распределить нагрузку, аналогично прогрессивной налоговой шкале, где бедные платят меньше, чем богатые. Поэтому социальную норму потребления можно считать государственной поддержкой социально уязвимых групп.

Такой подход поможет справедливо распределить финансовое бремя, чтобы высокие ставки юридических лиц не оплачивались за счет низких тарифов для физических лиц.

Суть реформы заключается в следующем:

  1. Определение объема потребления электричества, удовлетворяющее потребности жильцов.
  2. Установление стоимости электроэнергии немного ниже, чем до введения соц. нормы, и заметно выше, если потребление электричества идет сверх объема.

Правительство хочет стимулировать граждан к экономии энергоресурсов, и заставить платить намного дороже тех, кто потребляет электричество больше социальной нормы. Цели преследуются разные, начиная от энергосбережения до сокращения дотирования цен за счет продажи электроэнергии промышленникам по более высокой цене.

Проводимый в регионах эксперимент предполагал социальную норму электричества на одного человека, а в 2020 году она уже будет установлена из расчета подключения на одну квартиру.

Соц. норма на электроэнергию влияет только на оплату и не ограничивает объем потребления. Согласно статистическим данным, размер социальной нормы потребления в 2020 году 300 кВт*ч в месяц превышает средний уровень, составляющий 225кВт/ч на точку подключения.

Градация тарифов

Чтобы владельцы элитных жилых объектов оплачивали услугу по повышенным ставкам сверх социальной нормы потребления, предполагается внедрить ступенчатую систему тарифов, которая состоит из трех уровней:

Базовый тарифот 300 кВт*ч
Повышенный тарифот 300 до 500 кВт*ч
Высокий тарифсвыше 500 кВт*ч

Получается, в пределах нормы киловатты стоят дешевле, а свыше нормы — дороже. Методику определения тарифов утверждает Федеральная служба по тарифам Российской Федерации.

Дифференцированные тарифы по зонам суток

Потребление электроэнергии в Нижегородской, Ростовской, Владимирской областях показала, что соц. норма на электроэнергию может совмещаться с двухзонными и трехзонными тарифами с более дробной сеткой (день/ночь и пик/полупик/ночь).

Так как перераспределение нагрузки на электросети является важным моментом в социальной норме потребления, дифференцированные тарифы в 2020 году упразднять не будут.

Планируется убрать некоторые льготы по оплате электроэнергии. Так, постепенно отменяют:

  • пониженные тарифы для сельской местности;
  • льготные расценки для жилых объектов с электроплитами;
  • тарифы для садоводческих объединений, которые равняются расценкам для граждан.

Вместо льготных тарифов вводятся субсидии для льготников в виде доплаты к пособиям. Сохранится дифференциация в зависимости от численности и состава жильцов (льготы инвалидам, многодетным семьям) в рамках ступенчатой системы градации оплаты.

Проект

На сегодняшний день граждане и организации расходуют электроэнергию не экономно. По данным Минэнерго РФ, в результате нерационального электропотребления годовые потери электроэнергии составляют 1\3 от общего объема.

По сравнению с ранее действовавшими лимитами, нормы энергопотребления возросли на 10%. Это привело к поиску варианта бережного расходования электричества, такого как установка индивидуальных счетчиков, так как оплата по приборам учета вынуждает граждан экономить ресурсы.

Учитывая установленные лимиты потребления и факторы, влияющие на величину норматива, за использованную электроэнергию выгоднее расплачиваться по показаниям установленного электросчетчика. Оплата производится без переплаты, только за израсходованные ресурсы.

Однако установка индивидуального прибора учета возможна не для всех потребителей из-за отсутствия технической возможности. Состояния сетей жилых зданий изношенное и неудовлетворительное, а иногда потребители сами не хотят добровольно устанавливать счетчики.

Законодательством были утверждены нормы электропотребления для населения, которые влияют на итоговую сумму оплаты поставщику услуг.

Порядок расчета регламентируются законодательными актами:

  1. Правительственное постановление № 614 о порядке социальной нормы электроэнергии.
  2. Федеральный закон № 35-ФЗ с общими принципами нормативов электроэнергетики.
  3. Федеральный закон № 261-ФЗ, направленный на снижение потерь энергосбережения.

Пилотный проект был запущен в 8 регионах России: Ростовской, Нижегородской, Орловской, Владимирской областях, Красноярском и Забайкальском крае, а также в Севастополе и Крыму, где была установлена норма электроэнергии на человека 50 – 190 кВт*ч.

Например, социальная норма электроэнергии в Ростовской области:

  • на 1 человека – 96 кВт*ч;
  • на 2 – 156 кВт*ч;
  • на 3 – 196 кВт*ч;
  • на каждого последующего члена семьи – плюс 40 кВт*ч.

Получается, норма на семью из 4 человек составляет 236 кВт*ч. Это меньше планируемой в 2020 году 300 кВт*ч.

Эксперимент с грамотно рассчитанным тарифом прошел успешно для промышленников и обычных потребителей, но переплачивать за свет были вынуждены многодетные семьи и собственники ветхого жилья.

Преимущества и недостатки социальной нормы 2020 года

Выгодность или невыгодность социальной нормы в 2020 году будет зависеть от методики определения тарифов. Для расчета в разных регионах будут браться разные данные.

Социальная реформа потребления электроэнергии имеет свои положительные стороны:

  1. Снижение себестоимости ресурса, меньшие затраты в промышленности, повышение конкурентоспособности.
  2. Учет интересов малоимущих семей. Платит больше тот, кто больше потребляет электричества.
  3. Простота администрирования. Стоимость электроэнергии ниже и затраты энергетических компаний меньше.

Минусы реформы:

  1. Сокращение объема показателей для гаражных и садоводческих кооперативов и ликвидация льгот для сельских жителей и жильцов с электроплитами, которые сейчас платят за электроэнергию со скидкой 30%.
  2. Не учитываются интересы многодетных семей, собственников ветхого жилья и тех, кто не имеет возможности использовать приборы с дорогостоящими энергосберегающими технологиями.
  3. Неизвестный результат данной методики расчета тарифов.

Проект пока еще не запущен в полной мере по причине сложности в проверке показаний счетчиков и числа проживающих.

Если обычные нормы рассчитать для потребителя не сложно, то расчеты по двухзонному или трехзонному тарифу вызывают трудности. Для каждой из этих частей суток утверждается еще несколько тарифов в пределах и свыше нормы.

Расчет электропотребления

Многих интересует, как рассчитать соц. норму энергопотребления. До принятия нового постановления, соц. норма электроэнергии зависела от таких параметров:

  • принадлежность жилого объекта к ветхому или аварийному жилому фонду;
  • тип жилища (многоквартирный или частный дом);
  • месторасположение (в городе или селе);
  • жилой и нежилой площади;
  • оборудование электроплитами или электронагревательными устройствами;
  • количество лиц, постоянно или временно прописанных;
  • проживание семей пенсионеров или одиноких пенсионеров-инвалидов.

Основные отличия социальной нормы 2013 и 2020 годов:

Соц. норма на электричество в 2013 годуСоц. норма на электричество в 2020 году
норма энергопотребления на человеканорма энергопотребления на точку подключения
от 50 кВт*ч с разницей по регионам300 кВт*ч единая ставка
2 ставки: норма и сверх нормы3 ставки: до 300 кВт*ч, 300 – 500 кВт*ч, свыше 500 кВт*ч
льготы сохраненыльготы упразднены частично

Предельные нормы на одного человека в месяц, в зависимости от пользования газо- или электроплитами составляют:

  • семьи, проживающие в 1 комн. кв. – 28-63 кВт*ч или 37-89 кВт*ч;
  • одинокие лица, проживающие в 1 комн. кв. – 81-185 кВт*ч или 108-263 кВт*ч.

Нормы энергопотребления рассчитываются с учетом обстоятельств:

  1. Сельские жители потребляют выше на 90 кВт*ч из-за необходимости использования электроэнергии в приусадебном хозяйстве.
  2. Для дачных домиков с централизованным электроснабжением без электросчетчика размер оплаты равняется нормативам на одного человека.
  3. Одинокие пенсионеры без прибора учета, который не был установлен по причинам, не зависящим от владельца жилья, оплачивают энергоресурсы по минимальному лимиту потребления.

Город

Для расчета социальной нормы в городе базовая величина является средним уровнем потребления одного проживающего человека в жилом помещении, в котором отсутствуют электронагревательные, электроотопительные приборы и электроплиты. Дальнейший расчет ведется от этой величины. Нормативы берутся из статистических данных Минэнерго.

Например, возьмем расчет нормы для большой семьи, где соц. норма для одного проживающего составляет + 50 кВт*ч. На второго, третьего, четвертого и пятого члена семьи прибавляется по 20 кВт*ч на каждого, с учетом коэффициента типа жилья.

Для многодетных семей планируют применять пониженный тариф на весь объем энергопотребления.

При наличии установленных электронагревательных, электроотопительных приборов и электроплит, к расчетной норме прибавляется норма на потребления на электроплиту, но не более 90 кВт*ч на человека в месяц. Норма потребления на отопление при отсутствии централизованного горячего водоснабжения составляет не более 3000 кВт*ч в месяц на 1 квартиру или дом в отопительный сезон.

Приведем в пример расчет нормы в Нижегородской области, где установлена базовая социальная норма 103 кВт*ч на одного проживающего лица в 1-комн. квартире с газовой плитой.

Если жильцов двое, то норма составляет 169 кВт*ч, а если трое, то 218 кВт*ч. Если никто не прописан в квартире, то за электропотребление придется платить по более дорогому тарифу, так как зачастую такое жилье сдают в аренду.

Количество комнат в квартире учитывается не во всех регионах. В данном регионе соц. норма зависит от количества комнат в жилом помещении. Так, для 1-комн. кв. норма составляет 103 кВт*ч, для 2-комн. кв. с одним жильцом – 133 кВт*ч, и для 3-комн. кв. – 150 кВт*ч.

Село

Соц. норма потребления энергоресурсов в сельской местности отличается от нормативов для города, так как здесь учитывается специфика потребления электроэнергии.

То есть, расчет идет как для города с учетом типа жилья, наличия или отсутствия электрооборудования и количества зарегистрированных лиц. Затем к полученному числу прибавляется поправочная величина, но не более 100 кВт*ч в месяц на 1 дом.

Итак, перспективы нововведения сводятся к тому, что норму потребления станут рассчитывать относительно квартиры или дома, а не в отношении одного жильца. По самой льготной цене население может потреблять объем электроэнергии до 300 кВт*ч.

Дополнительная группа людей, потребляющих в пределах 300-500 кВт*ч, будет оплачивать счета по более высокой цене, а лиц, потребляющих выше 500 кВт*ч, приблизят к коммерческим потребителям.

Источник: http://expert-home.net/sotsialnaya-norma-potrebleniya-elektroenergii/

социальная норма потребления электроэнергии в 2020 году

Социальная норма 300 квт электроэнергии

Причинами введения социальной нормы потребления электроэнергии называли то, что:

  1. Все граждане оплачивают электроэнергию по одинаковым ставкам, независимо от уровня потребления. Эти ставки ниже себестоимости, особенно льготные тарифы (для сельской местности и т.д.). Между тем, есть обеспеченные граждане, которые потребляют больше электричества, а оплату производят по таким же ставкам. Получается, что им государство помогает больше, чем малообеспеченным слоям населения. Социальная норма должна помочь распределить нагрузку более справедливо, по аналогии с прогрессивной шкалой налогообложения, когда богатые платят больше, чем бедные. По сути, социальная норма потребления электроэнергии – это мера поддержки социально уязвимых групп.
  2. Социальная норма на электричество должна была помочь обеспечить справедливое распределение финансового бремени, уменьшить т.н. «перекрестное субсидирование», когда низкие тарифы для физлиц оплачиваются за счет высоких тарифов для юрлиц.

Обратите внимание! Экспериментом в регионах вводилась соц.норма электроэнергии на человека, планировалось, что социальная норма на электричество будет установлена в расчете на точку подключения (на квартиру).

Важно! Социальная норма на электричество не означает ограничение объема потребления. Она влияет только на оплату.

Кем именно устанавливается социальная норма потребления электроэнергии, читайте в материале КонсультантПлюс. ОФормить бесплатный двухдневный доступ к системе К+ можно здесь.

Что это означает – социальная норма потребления электроэнергии?

Социальная норма на электричество – определенный объем потребления электроэнергии, который:

  • Устанавливается одинаковым для всех слоев населения;
  • Используется для расчета платы за электроэнергию;
  • Применяется только в случае использования электроэнергии для коммунально-бытовых нужд.

Обратите внимание! Планировалось установить социальную норму потребления электроэнергии в размере 300 кВт-ч в месяц на точку подключения. Согласно статданным, этот размер превышает средний уровень потребления по стране, который составляет 225 кВч-ч в месяц на домохозяйство.

Градация тарифов при введении социальной нормы потребления электроэнергии в 2020 году

Важно! Предполагалось установить ступенчатую систему тарификации: те, кто потребляет электричество в повышенном размере (владельцы элитной недвижимости, в первую очередь), должны оплачивать электроэнергию сверх социальной нормы потребления по повышенным ставкам.

Система включала три ступени:

Потребление

Тариф

До 300 кВт-ч

Базовый тариф для социальной нормы потребления электроэнергии

От 300 до 500 кВт-ч

Повышенный тариф

Свыше 500 кВт-ч

Экономически обоснованный тариф

Конкретные цифры озвучены не были.

Что будет с тарифами, дифференцированными по зонам суток?

Практика применения социальной нормы потребления электроэнергии в Ростовской, Владимирской, Нижегородской, и др.

областях показала, что социальная норма на электричество вполне совмещается с двухзонными (день/ночь) и трехзонными тарифами. При этом разрабатывается более дробная сетка тарифов.

Учитывая важность перераспределения нагрузки на электросети, дифференцированные тарифы социальная норма потребления электроэнергии не должна была упразднить.

Какие льготы по оплате электроэнергии уберут?

Постепенно подлежали отмене:

  • Льготные тарифы для домов с электроплитами;
  • Пониженные расценки для сельской местности;
  • Равные с тарифами для граждан расценки для садоводческих объединений и некоторых других организаций.

В рамках ступенчатой системы градации  оплаты электроэнергии по-прежнему должна была сохраниться дифференциация тарифов в зависимости от состава и численности жильцов (льготы и субсидии многодетным, инвалидам и др.). Тенденция такова, что вместо льготных тарифов на электричество вводится субсидирование льготников (доплаты к пособиям).

Результаты введения социальной нормы потребления электроэнергии в регионах

Пилотный проект по введению социальной нормы потребления электроэнергии был введен с 2014 в 7 регионах РФ, социальная норма электроэнергии на человека была установлена от 50 до 190 кВт-ч.

Для примера – в Ростовской области:

  • на 1-го проживающего соц.норма электроэнергии на человека – 96 кВт-ч;
  • на двоих – 156 кВт-ч;
  • на троих – 196 кВт-ч;
  • + 40 кВт-ч на каждого последующего члена семьи.

Таким образом, на семью из 4 человек норма составляет 236 кВт-ч, менее планируемой в 2019 году социальной нормы потребления электроэнергии на домохозяйство 300 кВт-ч.

В целом результат по эксперименту положительный, при грамотно рассчитанном тарифе выиграли и мелкие потребители, и промышленники. Однако проблемы испытали владельцы ветхого жилья и многодетные семьи, которые вынуждены переплачивать за свет.

Сравнительный расчет по социальной норме потребления электроэнергии и без неё на 2020 год

Источник: https://rusjurist.ru/zhiliwnoe_pravo/zhkh/socialnaya-norma-potrebleniya-elektroenergii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.