Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с овз

Современные технологии образования лиц с ОВЗ

Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с овз

Современные технологии образования лиц с ОВЗ. Аветисян Н.К., СКФУ, Ставрополь, Россия

Развитие и формирование образовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций, школ и педагогов-новаторов, итоги психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и кодификации. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход в образовании [1,с.3].

Технологии в образовании- это объединение психологических и педагогических позиций, определяющих специальный набор и составление методов, форм, средств и приемов в учебно-воспитательном процессе.

По словам Дмитрия Сергеевича Лихачева «педагогическая технология-это организационно- методический инструментарий педагогического процесса».

Игорь Павлович Волков под «педагогической технологией» понимал описание процессов достижения планируемых целей обучения.  К педагогическим технологиям можно отнести:

-проблемное, разноуровневое обучение;

-проектные и исследовательские методы обучения;

-лекционно-семинарско-зачётная система;

-технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр;

-обучение в сотрудничестве;

-информационно- коммуникационные технологии;

-здоровьесберегающие технологии.

Применяемая технология в образовании относительно лиц с ОВЗ связана с тем или иным типом нарушения: дети с нарушением слуха, со зрительным дефектом, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с нарушением интеллекта и эмоционально-волевой сферы. У таких детей существуют особые образовательные потребности (ООП). К числу ООП относят: потребность в использовании учителем таких педагогических технологий, которые способствовали не только успешному освоению образовательной программы, но и накоплению социального опыта, формированию навыков общения; потребность в развитии познавательных психических процессов, мотивации к учению, формирование самостоятельности, навыков самоконтроля в поведении; потребность в уменьшении физической, умственной нагрузки в процессе обучения; потребность в психолого-педагогическом сопровождении со стороны педагогического состава и т.д.

При формировании у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья универсальных учебных действий нужно опираться на системно — деятельностный подход, используя в процессе коррекции современные образовательные технологии. К ним относят:

-Игровые технологии- использование игр, имеющих общеразвивающий и специализированный характер, направленных на коррекцию, профилактику нарушения;

-Объяснительно-иллюстративные технологии- облегчение понимания сложной и трудно запоминаемой информации, использование наглядных пособий, раздаточного материала, подготовка презентаций.

-Личностно-ориентированные технологии- организация учебного процесса таким образом, чтобы учитывались индивидуальные психофизические особенности. Формирование у нормально развивающихся сверстников чувства толерантности, взаимопонимания, сотрудничества и ответственности.

-Инновационные технологии- использование в процессе обучения модернизированных технических средств с целью улучшения качества образования (аудовизуальные средства, специализированные компьютерные технологии, звукоусиливающая аппаратура, электроакустическое оборудование индивидуального пользования для слухоречевой реабилитации, складная механическая опора для беспрепятственного передвижения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в помещении и уличных условиях,  инновационный планшетный программный комплекс для работы с текстами Visuplus Active).

-Технологии дифференциации и индивидуализации обучения- разработка индивидуальных образовательных программ, адаптированных образовательных программ, специальных индивидуальных программ развития.

-Коррекционно-развивающие технологии- подбор методов и форм обучения с целью коррекции и развития способностей детей в физическом и психическом плане.

-Технологии компенсирующего обучения- использование методов и способов обучения с целью развития сохранных анализаторов.

-Здоровьесберегающие технологии-создание в классе обстановки комфорта, а именно следить за тем, как падает свет, менять местоположение учащегося, проведение физкультминутки на снятия напряжения мышц глаз, руки, кисти, применение упражнений на развитие мелкой моторики.

-Кейс-технологии-одна из форм интегративного и интерактивного обучения; метод коллективного решения поставленной задачи, проявления себя в исследовательской деятельности, умножение имеющихся знаний, развитие теоретического мышления, углубление в какую-либо область знаний для достижения желаемого результата.

-Информационные технологии—развитие восприятия целостности картин, изображений, иллюстраций.

-Технология адаптивной системы обучения- разработка и реализация адаптивных образовательных программ, создание условий для адаптации лица с ОВЗ в образовательной среде.

-Технология полного усвоения — усвоение программного материала в силу возможностей учащегося.

-Дистанционные технологии- использование по совместительству ИКТ- технологии для дистанционного обучения с лицами, не способными посещать классно-урочные занятия наравне со всеми в силу своих индивидуальных особенностей.

-Технологии психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ- сопровождение не только со стороны педагога-психолога, но и всего кадрового состава( учителя-предметники, учителя-дефектологи, логопеды, тьюторы, ассистенты, педагоги дополнительного образования).

Учащиеся с особыми образовательными потребностями нуждаются в поддержки тьютора- наставник, помогающий лицу с ОВЗ адаптироваться и социализироваться в обществе, в более доступной форме объясняет учебный материал.

Педагог-психолог проводит работу по следующим направлениям психолого-педагогического сопровождения: профилактическое, диагностическое, развивающее, консультативное, коррекционное, просветительско- образовательное и профориентационное.

Задачи данной технологии заключаются в реализации индивидуальных образовательных программ, защите прав ребенка, поддержании равновесия между реальными возможностями ребенка  в преодолении образовательных барьеров, профилактике дезадаптации, создании условий для максимального раскрытия творческого, личностного, интеллектуального потенциала.

-Технологии инклюзивного физического воспитания лиц с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.

-Технологии социализации детей с ОВЗ в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

-Технологии инклюзивного образования как средства для создания безбарьерного обучения детей с ОВЗ.

Таким образом, хочется подвести итог вышесказанному, современные технологии в образовании, ориентированные на учащихся с ОВЗ несомненно пользуются успехом и положительно влияют на процесс обучения.

Ссылки на источники

Власова Н.В. Слагаемые моей педагогической технологии Книга 2: метод. сборник. Ханты-Мансийский АО — ЮГРА АО.: ООО «Кондинская типография», 2010. -182 с

Читать еще по теме:

Дистанционная реабилитация как инновационная программа реабилитации инвалидов. Макеева Д.С., Бродская И.М.,  СЗИУ РАНХиГС, г. Санкт-Петербург, Россия

Построение системы логопедической работы с детьми с задержкой речевого развития. Федорова А.О., Архипова С.Н., СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Конспект группового коррекционного (дефектологического) занятия  «Использование поисковой деятельности, как мотивации для развития основных свойств внимания» для обучающихся с задержкой психического развития. Зубарева И.В. ГБОУ Лицей № 1571, г. Москва

Современные технологии образования лиц с ОВЗ

Источник: https://son-net.info/sovremennye-texnologii-obrazovaniya-lic-s-ovz/

Современные технические решения для инклюзивного образования

Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с овз
Существенным вкладом в формирование пакета регламентирующей документации стала разработка в 2012 году специалистами Департамента образования г.

Москвы, Московского городского психолого-педагогического университета, Института проблем (интегративного) инклюзивного образования методических рекомендаций по созданию специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Очень важный шаг был сделан со стороны государства  – принятие Госпрограммы «Доступная среда».

В этих документах обозначено, что наиболее эффективным видом совместного обучения является модель инклюзивного, то есть включенного образования. Инклюзия дает возможность получить каждому человеку знания в необходимом для него объеме, с учетом его физического и психического состояния.

Большое внимание здесь уделено материально-техническому обеспечению учебного процесса, так как без создания соответствующих условий для пребывания «особых» учащихся в образовательном пространстве даже самые лучшие педагогические методики не принесут ожидаемого результата.

 

Таким образом, в рамках программы «Доступная среда» перед образовательным учреждением ставятся две основные задачи: организация безбарьерного доступа к образовательному учреждению и улучшение материально-технической базы.

Действительно, для того чтобы ребенку или подростку с особыми потребностями было комфортно находиться в школе, детском саду или ВУЗе, чтобы он мог слышать, видеть, усваивать учебный материал так же хорошо, как сверстники, для него должны быть созданы специальные условия и предоставлены дополнительные технические устройства и приспособления. Так, например, для снижения негативного влияния на разборчивость речи в шумных помещениях, какими являются классы, детям и подросткам с нарушенным слухом необходимы звукоусиливающие системы индивидуального и коллективного пользования. Незрячие и слабовидящие учащиеся не могут обучаться без использования дополнительных устройств для чтения, специальных учебников и канцелярских принадлежностей, а также адаптированного под их особенности зрения рабочего места. Важным условием успешного обучения для детей и подростков, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, является доступность школьной среды, адаптация всех помещений к беспрепятственному перемещению, дооборудование учебных мест. Кроме этого, дети с «особыми» образовательными потребностями испытывают повышенные психоэмоциональные нагрузки во время уроков. Им, как никому другому, необходимы условия для расслабления и отдыха во время перемен. Лучшим решением этого вопроса становится организация зон релаксации.

Группа компаний «Исток-» входит в число ведущих отечественных разработчиков и производителей реабилитационного и адаптационного оборудования.

Признанный лидер российского рынка сурдотехники, «Исток-» активно развивает свою деятельность по следующим направлениям: производство и поставка оборудования для реабилитации людей с нарушенным зрением, функций опорно-двигательного аппарата.

Специалисты компании предлагают комплексный подход к материально-техническому оснащению учебных заведений: обустройство рабочих мест учащихся, поставка индивидуальных средств адаптации, дооборудование зданий с учетом требований существующей нормативной базы.

Здания, в которых расположены учебные заведения, строились в разное время, поэтому каждое из них имеет свои архитектурные и технические особенности.

Для адаптации их к требованиям, предъявляемым к учреждениям инклюзивного образования, необходимо провести комплексное обследование помещений и прилегающей территории, составить план улучшения материально-технической базы, установить необходимое оборудование и обучить персонал работе на нем.

ГК «Исток-» имеет большой практический опыт по дооборудованию зданий различной категории сложности, в том числе образовательных учреждений. Специалисты компании систематически привлекаются в качестве экспертов-консультантов при обсуждении мероприятий по обеспечению доступной среды. 

  • FM-системы индивидуального и коллективного использования. Передают звук (например, голос преподавателя) с микрофона напрямую на слуховые аппараты или звуковые процессоры кохлеарных имплантов учеников, что позволяет им слышать информацию предельно отчетливо, без искажений. Преподаватель получает возможность свободно перемещаться по классу, не повышать голос при объяснении материала, уделять достаточно времени каждому.  
  • Акустические системы. Являются дополнительным элементом FM-системы. Создают комфортные условия слышимости для всех групп учащихся. Голос лектора с микрофона через FM-передатчик поступает на акустическую колонку, которая равномерно усиливает и распространяет звук по всему помещению. Одновременно сигнал с передатчика попадает на FM-приемники учеников со слуховыми аппаратами или звуковыми процессорами кохлеарных имплантов. Качественный, четкий звук слышат все без исключения. Также акустические системы позволяют проводить занятия по развитию речи со слабослышащими без использования FM-приемников.
  • Информационные (индукционные) системы. Обеспечивают качественную, без искажений, передачу  аудиосигнала в условиях, когда применение FM-систем не является оптимальным. Универсальное решение для помещений любой площади. Различные модификации систем (переносная, портативная, стационарная, настенная) позволяют использовать их в любых ситуациях, когда есть необходимость передать звук высокой четкости – от библиотек и классов, лекционных и конференц-залов до спортивных комплексов, а также при общении пользователя слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов с администрацией учебных заведений и преподавателями.  
  • Слухоречевые тренажеры. Предназначены для проведения индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия, отработке ритмико-интонационной речи в коррекционной работе с детьми и подростками, имеющими потерю слуха или дефекты речи.
  • Компьютерный комплекс для слабовидящих. Состоит из персонального компьютера с программным обеспечением экранного доступа и видеоувеличителя. Дополнительно может комплектоваться синтезатором речи, 3D-принтером шрифтов Брайля, читающими устройствами. Позволяет работать с графической, текстовой и печатной информацией. Применение такого многофункционального комплекса в условиях инклюзивного образования помогает учащимся просматривать учебные пособия в удобном виде, и, таким образом, участвовать в рабочем процессе наравне с другими.
  • Электронные видеоувеличители. Позволяют детям с низкой остротой зрения, а также с другими формами нарушения зрительной функции, читать литературу, рассматривать иллюстрации и графики. Ручные, переносные или стационарные, эти приборы способны полностью удовлетворить потребности слабовидящих учеников в получении качественной визуальной информации.
  • Учебные пособия и письменные принадлежности. Помогают организовать учебный процесс в соответствии со стандартной школьной программой. Вся текстовая информация дублируется шрифтом Брайля. Одинаково удобны для использования как на уроках, так и дома для закрепления полученных знаний.
  • Устройство для прослушивания обучающих аудио-пособий. Портативный тифлоплеер помогает учащимся лучше запоминать учебный материал, позволяет воспроизводить записанную в утвержденном Всероссийским обществом слепых формате важную информацию в удобное время и столько раз, сколько это необходимо. Большой объем памяти и интуитивно понятный интерфейс делают использование устройства удобным и комфортным. 
  • Специальная мебель. Комплекты включают парту с боковой и задней приставкой, ортопедический стул, подставку для ног, абдуктор, дополнительные опоры. Данная мебель снижает мышечную усталость во время занятий, обеспечивает удобство движений и соблюдение правил расположения детей на рабочем месте во время занятий.
  • Специальные клавиатуры. Помогают учащимся с различными нарушениями моторных функций осваивать компьютерную грамотность, отличаются от стандартных клавиатур размерами, расстоянием между клавишами, более контрастным цветом знаков. Различные модификации адаптированы под разные физические особенности пользователей.
  • Специальные клавиатуры. Обеспечивают ученикам с различными нарушениями зрительных и моторных функций более комфортную работу за компьютером.
  • Интерактивная компьютерная доска с проектором. Оптимальное решение для совместного обучения детей с различными особенностями здоровья. Многофункциональная рабочая поверхность позволяет демонстрировать фильмы и презентации, рисовать и писать пальцами, стилусом или обычными сухостираемыми маркерами, выполнять различные упражнения.
  • Сенсорные комнаты. Особым образом организованное пространство помогает снять психоэмоциональное напряжение и излишнюю физическую нагрузку, восстановить эмоциональный фон. В таких комнатах можно проводить занятия по развитию двигательной активности и тактильной чувствительности, активации мозговой деятельности и стимуляции различных органов чувств.
  • Развивающие комплексы и тренажеры. Помогают детям, особенно в детском саду и в начальной школе, изучать особенности предметного мира, стимулируют развитие координации глаз и рук, улучшают когнитивные процессы – память, наблюдательность, логическое мышление.   

Для безопасного и удобного нахождения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении, работающего, в первую очередь, по программам инклюзивного образования, необходимо обеспечить физическую доступность как самого здания, так и всех его помещений: беспрепятственный въезд в школу на коляске и подъем на любой этаж; самостоятельное перемещение по коридорам и учебным классам; комфорт при посещении санитарных зон; своевременное информирование о важных событиях и мероприятиях. Решению эти задач способствует применение различных устройств и приспособлений.

  • Знаки доступности. Информируют о том, что здание приспособлено для людей с различными видами ограниченности физических возможностей.  
  • Предупреждающие знаки. Сообщают о том, что на пути следования могут возникнуть различные препятствия, например, стеклянные двери, узкие проходы, ступеньки.
  • Противоскользящие покрытия. Снижают риск получения травм при передвижении по скользким поверхностям – полам, лестницам. Рекомендованы для использования во всех учреждениях, где обучаются дети, испытывающие трудности при передвижении.
  • Кнопка вызова помощника.  Предназначена для дистанционного вызова помощника. Полезна во многих ситуациях, например, когда учащийся не может самостоятельно попасть в здание или если у него возникли трудности во время посещения санитарной комнаты.
  • Автоматические открыватели дверей. Помогают учащимся с различными видами ограниченности физических возможностей беспрепятственно войти в здание, кабинет, столовую и другие помещения.
  • Звуковые маяки и навигационные системы. Дают возможность слабовидящим и незрячим ученикам получить важную звуковую информацию. Позволяют оперативно определить свое местонахождение и направление для дальнейшего движения.     
  • Тактильная плитка и направляющие элементы. Указывают направление движения во дворе школы и внутри здания. Помогают ученикам с нарушенным зрением быстро ориентироваться, узнавать о наличии препятствий.
  • Таблички, мнемосхемы. Информируют о схеме расположения помещений в здании. Все необходимые надписи выполнены в виде плоско-выпуклых элементов и дублируются шрифтом Брайля.    
  • Информационный терминал. Предназначен для получения справочной информации, отображает интерактивный план здания и пути движения по нему. Адаптируется под конкретные требования пользователя, например, слабовидящие могут изменить размер шрифта и его цвет, а имеющие нарушение опорно-двигательного аппарата – переместить управление терминалом на удобную высоту. При подключении информационной (индукционной) системы терминалом могут пользоваться слабослышащие ученики, получая звуковую информацию непосредственно на слуховые аппараты или кохлеарные импланты. 

Программы инклюзивного образования реализуются во многих странах мира. Накопленный опыт убедительно показывает: только совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и без них учит людей относиться друг к другу с пониманием и уважением, воспитывает толерантность, и способствует развитию личности будущего гражданина. Учебные заведения являются важным жизненным пространством для всех детей и подростков без исключения. От того, насколько комфортные в детских садах, школах, колледжах и ВУЗах будут созданы условия, зависит успешность каждого ученика и тот объем знаний и практических навыков, которые в итоге помогут стать ему полноценной личностью и занять достойное место в современном обществе.  

Источник: https://www.istok-audio.com/info/articles/inklyuzivnoe_obrazovanie/Sovremennye-tehnicheskie-reshenija-dlja-inkljuzivnogo-obrazovanija/

Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС

Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с овз

Профессия педагога – одна из самых массовых и самых ответственных. В его руках – ответственность за формирование личностных и метапредметных результатов образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

В обществе с динамично меняющимися социально-экономическими отношениями, всеобщей информатизацией и компьютеризацией учителям необходимо постоянно учиться, развиваться, самосовершенствоваться. Профессиональный стандарт требует через каждые три года проходить курсы повышения квалификации для учителей.

Система непрерывного образования является условием совершенствование общих и профессиональных компетенций педагога, обеспечивающих качество подготовки учеников.

Современные информационно-коммуникационные технологии дают возможность оптимизировать этот процесс и проходить бесплатные курсы повышения квалификации дистанционно.

Если Вы не знаете, где пройти курсы повышения квалификации учителей в наиболее короткий срок с максимальной экономией времени и материальных средств по необходимой для Вас тематике и получить свидетельство общероссийского образца, зайдите на сайт Центр дополнительного профессионального образования “Экстерн”!

Приглашаем педагогов на бесплатные дистанционные курсы повышения квалификации для учителей.

Преимущества

Центр «Экстерн» предлагает услуги по организации курсов повышения квалификации для учителей начальной и других категорий педагогических работников. и учебно-методическое обеспечение дистанционных курсов повышения квалификации учителей разрабатывают ведущие ученые и заслуженные специалисты в области психологии, педагогики и методики Петербурга.

Поэтому обучающимся курсов повышения квалификации 2019/2020 для учителей предлагаются только новейшие результаты психолого-педагогических исследований, инновационные психологические методики и научно-практические разработки профессорско-преподавательского состава центральных вузов, авторов современных программ и учебников, экспертов в области образования.

Слушатели, прошедшие обучение на курсах повышения квалификации учителей бесплатно и дистанционно на базе Центра «Экстерн», отмечают их важные достоинства:

  • содержание и темы бесплатных курсов повышения квалификации для учителей ежегодно обновляется в соответствии с новыми трендами современного образования, специалисты Центра корректируют и разрабатывают программы по актуальной тематике;
  • тематические направления и материалы дистанционных курсов повышения квалификации для учителей соответствуют обновляющейся нормативно-правовой базе дошкольного, начального, среднего, дополнительного образования, СПО;
  • в случае появления у педагогического работника новых обязанностей в нашей компании есть возможность срочно окончить курсы повышения квалификации учителей и привести уровень своих знаний, умений и навыков в соответствие с выполняемыми им трудовыми функциями;
  • мы предлагаем гибкий график образовательного процесса, позволяющий повышать профессиональный уровень в заочной форме, без отрыва от трудовой деятельности;
  • курсы повышения квалификации учителей организуются бесплатно, кроме этого, не требуют тратить средства и долгие часы на проезд к месту обучения и обратно, сберегают здоровье педагогов;
  • технические возможности позволяют пройти курсы повышения квалификации для учителей бесплатно педагогам любого региона Российской Федерации на основе организации индивидуального образовательного маршрута;
  • материалы курсов предоставляются в режиме круглосуточного доступа и др.

Программы повышения квалификации учителей предполагают обратную связь, выполнение и проверку практических работ, индивидуальных заданий, большой объем самостоятельной работы слушателя, который проверяется и оценивается преподавателями. Специалисты Центра предоставляют консультации в период обучения на курсах, под их руководством слушатели выполняют итоговую аттестационную работу.

По итогам обучения по разработанным ведущими специалистами Санкт-Петербурга дистанционным курсам повышения квалификации учителей слушатели получают номерное электронное удостоверение государственного образца с указанием тематики и трудоемкости прослушанного курса.

Тематическое поле наших курсов включает широкий спектр вопросов:

  • инклюзивные технологии;
  • проектирование здоровьесохраняющего образовательного пространства;
  • исследовательская и проектная деятельность учеников;
  • использование активных методов обучения;
  • технологии подготовки к ОГЭ и ЕГЭ;
  • реализация межпредметных связей;
  • мониторинг предметных, метапредметных и личностных достижений обучающихся;
  • профориентация;
  • оказание первой помощи
  • проблемы социализации и др.

Благодаря освоению программы государственных курсов повышения квалификации учителя и другие категории педагогических работников успешно проходят аттестацию на первую и высшую категорию, могут выстраивать индивидуальную траекторию профессионального развития и карьерного роста, достигать вершин профессионализма, быть успешными в любимом деле.

Источник: https://xtern.ru/courses/inclusion

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.